Образ Грушницкого
Грушницкий — центральный персонаж романа «Герой нашего времени». Его образ контрастирует с образом главного героя, Печорина. Грушницкий — молодой юнкер, лечащийся на водах по причине ранения в ногу. Грушницкий и Печорин «встретились старыми приятелями», так как уже были знакомы и на протяжении всей повести довольно много времени проводят вместе. За три дня до приезда Печорина, из Москвы приехала княжна Мери с матерью княгиней Лиговской.
Грушницкий не имел возможности с ними познакомится, объясняя это тем, что «эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких», но, тем не менее, он уже знал имя княжны. После эпизода у колодца Грушницкий был совершенно очарован княжной, а Печорин почувствовал зависть, ведь она предпочла ему Грушницкого. Постепенно Грушницкий сблизился с Лиговскими, Мери стала отдавать ему предпочтение среди всех кавалеров, но княгиня не обращает на это внимание, так как не считает Грушницкого достойной кандидатурой в женихи. Грушницкий все сильнее влюбляется в княжну, он полон надежд.
Но, к его несчастью, Печорину скучно, и он решил влюбить в себя княжну. Ему это удается довольно скоро, и, когда Грушницкий получает заветный офицерский чин, Мери уже находит смешным его новую радость и его самого. Грушницкий в отчаянии, пелена спала с глаз, больше не считает он Мери «ангелом», говоря о ней: «Я должен был ожидать этого от девчонки… от кокетки…». Озлобленный на все и вся, Грушницкий распускает «разные дурные слухи» и сплетни о женитьбе Печорина и княжны.
Грушницкий нашел союзников в лице драгунского капитана и всех обиженных вниманием княжны из-за Печорина, и вместе с ними «бушует каждый день в трактире». Созревший у них план по насмешке над Печориным проваливается, и Грушницкий, убитый его пулей, лежит «окровавленный между расселинами скал». Грушницкий является типичным представителем «водяного общества».
Он приехал сюда отнюдь не чтобы любоваться красотами природы, а сделаться «героем романа». Его нога перестала хромать не вследствие лечения, а после его увлечения княжной. Он праздно проводит время, посещая приемы и волочась за княжной. Его не мучают душевные терзанья, хоть он старается сделать вид, что все наоборот. Он не любит Печорина, но все же проводит с ним много времени и «наружно в самых дружеских отношениях».
Он тайно радуется отношению княжны к Печорину, не понимая, что все эти дерзости Печорина часть его недоброго предприятия, и что скоро его торжеству придет конец. Счастливый и довольный собой, он не заметил, как княжна потеряла к нему интерес, и что теперь она его использует, чтобы досадить Печорину. Они оба торжествуют, видя притворную досаду Печорина, но стоит ли что-то это жалкое минутное торжество? Все эти уловки, Печорина, княжны Мери и Грушницкого с глупой целью кольнуть самолюбие один другого в итоге ни к чему хорошему не привели.
В романе характеристику Грушницкого нам дает Печорин. Позер, выдающий себя за романтического героя, говорит он «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные, страдания. Производить эффект — его наслаждение».
Самодовольством, самоуверенностью так и веет от Грушницкого. Он не слушает собеседника, не отвечает ему; он упоен своей речью. «Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Его солдатская шинель является его особенностью, благодаря ей, Мери приняла его за разжалованного офицера и проявила к нему интерес. Грушницкий очень доверчив, он верит Печорину, когда тот убеждает его, что княжна влюблена в него; он идет на поводу у драгунского капитана и соглашается на эту подлую дуэль. Внутри него шла борьба, он не хотел быть убийцей, не хотел быть подлецом и хотел отомстить.
Когда Печорин потребовал перезарядить пистолет, Грушницкий понял, что все кончено. Но он не стал просить прощенья, не стал отказываться от своих слов, и последние его слова были исполнены трагедией, которой он так добивался. Возможно, если бы он был старше, опытнее, он кончил бы иначе, так, как предсказывал Печорин. Если бы он не позволял другим людям управлять собой, он был бы не так смешон. Печорин сыграл на его тщеславии и самолюбии, драгунский капитан использовал его злость.
Возможно, спустя какое-то время он перестал бы подражать другим и стал самим собой, но встреча с Печориным все решила. На протяжении всей повести автор не жалел Грушницкого, лишь высмеивал. Но вознаграждение за невыгодный образ стала эффектная смерть нелюбимого героя.
Образ Грушницкого