Образ и характер главной героини повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся»
Каждый народ, как известно, имеет свои обычаи, свои понятия о быте и, вообще о жизни. Имеет их и украинский народ. Поэтому не стоит удивляться, когда читаешь об этом в оригинальной повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся». Я листаю ее страницы и все-таки удивляюсь, сколько там описаний, которые с присущей для Квитки-Основьяненко реалистической манерой изобразили яркие картины из быта украинского народа.
Вот возникает передо мной Маруся.
Автор рассказывает не только о ее губках и носике, а выписывает каждую деталь ее внешности, каждый штрих ее одежды. Указывается на цвет, название, особенности материала каждой части девичьей одежды, рассказывается, какое у нее ожерелье, дукаты, мережки, вышивки и другие пустячки туалета молодой девушки: «Высокая, пряменькая, как стрелочка, чернявенькая, очи, как терновые ягодки, бровоньки, как на шнурочке, личиком красная, как господская мальва, которая в саду цветет, носочек так себе прямой, с горбинкой, а губоньки как цветочки расцветают…». Можно и дальше продолжать этот портрет. Но одно становится понятным: не надо никаких энциклопедий, чтобы узнать об украинской жизни.
Лучше всего — взять повесть Г. Квитки-Основьяненко «Маруся» и прочитать. Автор изобразил в ней главнейшие обычаи и ритуалы украинского народа. Поэтически изображена свадьба у подруги Маруси, где девушка впервые увидела красивого парня Василия. Квитка-Основьяненко и здесь придерживается принципа описывать все подробно: «…скрипят скрипки, бряцают цимбалы, а вместо баса, сам скрипник сквозь зубы гудит и причмокивает».
А с каким мастерством изображен юношеский танец — «горлица»!
Кажется, что еще минута, и ты сам пойдешь в круг, чтобы станцевать «дрибушки» или «полуприсядки». Движение, темперамент или плавность — все талантливо охвачено автором. На основании таких описаний можно восстановить само движение танца или приготовить упомянутые в произведении кушанья, пошить соответствующую одежду.
Просто удивляешься, как в такой небольшой по объему повести можно было обо всем рассказать, причем рассказать подробно, до наименьших мелочей. Не забыл Квитка-Основьяненко изобразить и украинскую природу. Чтобы усилить рассказ о любви в душах Василия и Маруси, автор подает картину утра через пробуждение пары соловушек. А как взволнованно звучит описание восхода солнца: «…Зазолотились и верховья деревьев по лесам… и вот золотой по ним песок сыплется по дереву ниже, все ниже… Все стихло…
Чего-то ждет!.. Стало выныривать из земли… что? И мир, и огонь, и красота…». В духе украинском изображены и главные герои. Взять хотя бы саму Марусю: «На все село была и красивая, и умная, и богатая, обычная, и еще к этому тихая, и смирная, и всякому покорная».
Автор изобразил идеал сельской девушки, да еще и имя ей выбрал такое, которое чаще всего можно было услышать на селе. — Маруся. Еще одной чертой этой девушки является трудолюбие. Все время она работает: и в доме, и даже с отцом едет в поле. Автор восхищается Марусиным характером и хозяйственностью, как, наверное, восхищались этими чертами тогдашние крестьяне.
А как ведут себя Маруся и Василий при своих встречах. Чего достойны эти реалистические детали в изображении смущения молодой пары при внезапном появлении третьего лица! Сколько в них знания и психики, и привычек сельской молодежи. С большим мастерством, выписывая каждую деталь, Квитка-Основьяненко изображает смерть и похороны Маруси. Мы видим здесь и какие действия выполнял поп, как причитали над покойной, сколько было людей, как хоронили девушку.
Ныне невозможно сравнить жизнь и быт крестьянина с тем, что существовали много лет тому назад. Кто хочет узнать о жизни, обычаях, ритуалах украинцев, может прочитать повесть Г. Квитки-Основьяненко «Маруся» и в ней увидеть неуловимый украинский колорит тогдашнего общества.
Образ и характер главной героини повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся»