• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза»

 

Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза»

Катерина. Спор о героине «Грозы». Характер Катерины, по определению Добролюбова, «составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Протест, вырывающийся из «самых слабых и терпеливых», был для критика-демократа прямым доказательством обреченности «темного царства». Вольнолюбивая натура Катерины ни за что не может приспособиться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувства и стремлений. Положени Е Катерины в Калинове ее место в системе образов пьесы не совсем обычное.

Она и своя, и «чужая». Выслушай эмоциональный рассказ Катерины о ее детстве в родительской доме, Варвара с удивлением произносит: «Да ведь и у нас то же самое». Катерина отвечает: «Да здесь все как будто из-под неволи». В слове «неволя» заключены, как в зерне, все последующие события. Неволе Катерина не покорится.

В «мертвом царстве» Катерина живая; ей необходима вся полнота человеческих чувств, в ней уже пробудилось сознание своего неотъемлемого права на любовь и счастье. Кулигин согласен терпеть, дожидаясь своего будущего торжества; Катерина ждать не может. Кабанихе; говорит: «Некуда нам торопиться-то». Катерина страстно рвется к переменам: «Ах, кабы ночь поскорее!» Трагичность героини Островского проявляется не только н он неравной борьбе с окружающим ее миром, но и в борьбе — с собой, с усвоенными с детства верованиями, представлениями о долге, о добре и зле.

Душа ее разрывается, И помощи ей ждать неоткуда. «Точно я стою над пропастью,- Говорит она,- и кто-то туда толкает, а удержаться. Вокруг образа Катерины не прекращаются оживленные споры. Гни’ в 60-е годы Д. И. Писарев, как известно, категорически не соггласился с точкой зрения Добролюбова, назвавшего героиню «Грозы» «лучом света». Полемика не затихает и в настоящее время.

Так, по мнению Н. Н. Скатова,

Добролюбов точно понял и разъяснил, что все в Катерине очень органично, что она движется не отвлеченностями и теориями, а всем существом своим, натурою. Но самую натуру критик-просветитель, естественно, растолковал совершенно по-просветительски, в антропологическом духе, безотносительно к истории; натура — из самой натуры, из потребностей ее.

Добролюбо В, чтобы увидеть в Катерине светлое явление, отделил ее от мира, в котором она живет («луч света в темном царстве»). Писарев поставил Катерину в прямую связь с этим миром, чтобы отказать ей в этом светлом начале». В чем же тайна цельности и поэтичности Катерины?

Ю. В.

Лебедев видит истоки характера героини пьесы в той Народной культуре, которая ее окружала с раннего детства: «Там, где у Добролюбова на первый план выходит абстрактно понятая натура, у Островского торжествует народная культура» 2. Такая концепция не была поддержана всеми исследователями. Было высказано мнение, что в статье Добролюбова содержится в большей степени историческое, а не «антропологическое» истолкование Катерины, и оно не позволяет целиком растворить ее духовный Мир «в мире традиционного фольклорного предания… » . И все же суждения Н. Н.

Скатова и Ю. В. Лебедева о народной культуре, обусловившей многие стороны драмы Островского, заслуживают Самого серьезного внимания. Несомненно, что характер Катерины во многом идет от народной поэзии, от лирических песен, народных преданий, сказок. Эта Органическая связь глубоко символична: для создания народного характера понадобилось обращение к творчеству народа, в котором Отразились народная психология, эстетика, этика.

Жизнь Катерины — это жизнь многочисленных лирических героинь любовных К семейно-бытовых русских народных песен. Любовь для нее — мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. Отсюда и мотив полета, восходящий к фольклору и дающий воз-ложность сопоставить Катерину с любимой героиней Л. Толстого — Наташей Ростовой. Именно любовь и возвышает Катерину, в душе которой зарождаются даются под влиянием неведомого ей ранее чувства новые мысли и слова: «Точно я снова жить начинаю, или…

Уже и не знаю» в растерянности говорит она. Естественное, человеческое право на. свободу выбора, свободу чувства не случайно так пугает ее! воспринимается ею как нечто греховное.

Возникает трагический конфликт, вызванный не только непримиримым столкновение»» героини с «темным царством», но и внутренней борьбой, невозможностью для Катерины совместить устойчивые представления о нор-Г мах нравственности и пробуждающимся чувством личности, для которой неприемлемыми становятся нормативность, безличность патриархального мира. Как удивительно, что у запуганной, забитой, казалось бы, совершенно необразованной и темной (как считал ее Писарев)! Катерины, не читавшей и вообще понятия не имевшей о лучших образцах мировой литературы, берутся откуда-то поразительные слова, возносящие ее до уровня высоких идей Возрождения: любовь сильнее смерти, тем более сильнее церковных догматов. Решив покончить жизнь самоубийством, она ужасается собственному решению:

«Грех! Молиться не будут», но тут же ее озаряет мысль! о людях, способных ее понять и пожалеть: «Кто любит, тот будет молиться».

Смысл Трагической коллизии в «Грозе» очень точно обозначил А. И. Герцен: «…

Как низко ни пал этот мир, что-то говорит нам, что для него есть еще опасение, что оно таится в глубине его души, и это что-то, это чувствуется в «Грозе». Тут подразумевается оправдание; голос с неба не возвещает, как в «Фаусте» Гете, отпущения грехов, но все же и печать, и читатели были потрясены».



Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза»

Другие сочинения по теме:

  1. Сравнение героини пьесы «Гроза» Катерины Кабановой и героини очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Измайловой «Гроза» и «Леди Макбет Мценского уезда» два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и...
  2. Критика пьесы «Гроза» А. Н. Островского Пьеса Островского вызвала множество статей и рецензий. Среди них особенно выделяется статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»....
  3. Образ главной героини в повести Фраермана «Никичен» Вся повесть мне представляется вот такой же ладно сработанной, легкой и прочной настолько, что ей и сносу не будет на...
  4. Образ главной героини в произведении «Повесть о первой любви» Давайте присмотримся к повести поближе. Главная героиня ее — Таня Сабанеева — школьница, еще, по существу, ребенок. Она испытывает первое...
  5. Образ главной героини в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» Все же не следует преувеличивать «общественный» и «исторический» элементы повести: ее основными структурообразующими факторами являются раскрытие чувств, установление психологической мотивации...
  6. Идейная направленность образ главной героини в романе Дидро «Монахиня» Литературное наследие Дидро составляют две группы произведений. Одна — это сочинения, напечатанные при его жизни и представляющие большой, но по...
  7. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Сочинение по пьесе А. Н. Островского » Гроза «. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана по материалам поездки Островского...
  8. Образ и характер главной героини повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся» Каждый народ, как известно, имеет свои обычаи, свои понятия о быте и, вообще о жизни. Имеет их и украинский народ....
  9. Судьба главной героини Катерины Петровны в рассказе В. Г. Паустовского «Телеграмма» Одним из лучших произведений Паустовского, без сомнения, можно считать «Телеграмму». Это рассказ о настоящей любви и памяти. Прочитав это произведение,...
  10. Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского «Гроза» Жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза» — спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так...
  11. Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза», план Это произведение было напечатано в 1860 году, в период общественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной...
  12. Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза» Прослушав «Грозу» в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса — «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне...
  13. — Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А. Н. Островского «Гроза» Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал...
  14. Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского «Гроза» Пьесу А. Н. Островского «Гроза», написанную в 1859 году, рассматривают в русской литературе как социально-бытовую драму и как трагедию. Некоторые...
  15. Проблематика пьесы Островского «Гроза» «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…...
  16. Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза» С появлением А. Н. Островского в русской литературе изменилось многое, а основные перемены произошли в драматургии: писатель открыл новый конфликт...
  17. Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов,...
  18. «Гроза», анализ пьесы Александра Островского Александр Николаевич Островский оставил яркий след в русской литературе, прежде всего, благодаря своей драматургии, которая стала основой для русского национального...
  19. Смысл названия пьесы Гроза Островского Драма А. Н. Островского «Гроза» одно из самых известных произведений писателя. В нем присутствует множество тем: и любви, и свободы,...
  20. Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А. И. Солженицына. Крестьянами были его предки. Писатель считал крестьянство тем социальным...
« «Ивейн, или Рыцарь Льва»
Портретная характеристика образа Лизы Калитиной »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения