Образ Ивана Палийчука
Сочинение по повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков». Повесть М. Коцюбинского «Тени забытых предков» — одно из самых лирических, даже фантастических произведений. Автор будто предлагает читателям оказаться в волшебном царстве природы, ощутить «печаль горнах смерековых лесов», уловить дыхание гор, познать вместе с героями таинство любви, таинство человеческой души.
И образ Ивана Палийчука помогает разобраться в запутанном лабиринте человеческих взаимоотношений. «Иван был девятнадцатым ребенком в гуцульской семье Палийчуков».
Выпестованный удивительной и таинственной природой Гуцульщины, рос он умным и любознательным мальчиком. Но был не такой, как все дети: «Смотрит вперед себя, а видит какое-то далекое и неизвестное никому или без причины кричит». Что-то непонятное для окружающих пряталось в его глазах, такое, что и мать отворачивала от него глаза. Иногда ей казалось, что это не ее ребенок, а «бесенок».
А прятались в его, еще детских глазах, ростки той могущественной любви, которая, как звезда, будет освещать жизненный путь, которая будет больше чем жизнь, больше, чем смерть. С самого детства начинает познавать Иван окружающий мир, погружаясь в сказочную глубину мифов, в удивительную вселенную природы: «Весь мир был как сказка, полон чудес, таинственный, интересный и страшный». И будто отклик на окружающие чудеса — песня, которую он играл на свирели. Но жили в нем другие мелодии, которые еще не получались, хотя и волновали кровь. Иван — настоящее дитя природы, ее неотъемлемая часть.
Поэтому и неудивительно, что даже песню, которая уже давно звучала в сердце, но не могла выйти наружу, подслушал он у щезника. Говорят люди: «Не было счастья, так несчастье помогло». Большое горе произошло у Ивана: побит отец в борьбе, в давней вражде двух родов — Палийчуков и Гутенюков.
Но эта битва подарила будущему «Ромео» встречу с первой и единственной любовью — с Маричкой Гутенюк. Вместе пасут они овец, вместе поют, вместе слушают шелест задумчивого леса, ощущая всеми струнами души обворожительность окружающего мира. И тут показывается все богатство души Ивана Палийчука — и во взаимоотношениях с Маричкой, и в ощущении природы, и в игре на флояре: «Задумчивый, направлял глаза куда-то вне горы, будто видел то, чего не видели другие, прикладывал дудку к полным устам, и чудная песня, которую никто не играл, тихо лилась…». И в горной долине, где он пас овец, караулил огонь, мы видим неразрывное единство Ивана и природы. А еще там, в горной долине, расцвела его любовь к Маричке, приобрела другое содержание.
Понял Иван, что больше без своей любимой он не может жить. Но Не судилось ему увидеть Маричку живой — забрала ее река. Только не смогла забрать с собой любовь Ивана. Невероятно тяжело перенес он смерть Марички, стараясь как можно дальше уйти от людей.
Все считали, что «большое горе» убило Ивана. Нет, спрятав чувство, через семь лет он появился и даже женился. Оказалось, что Иван — хозяйственный человек, который очень любит свое хозяйство.
Но не сложилась жизнь с Палагной, так как еще живет в сердце любовь к Маричке. Понимая, что Палагна со своим любовником хотят его убить, идет он в лес, где встречает Маричку-Нявку. Ведет она его за собой, ведет к смерти, но любовь не разрешает это увидеть.
Он даже спасает нявку от чугайстра, заиграв мелодию, которую услышал от щезника. И гибель Ивана неминуема, так как его любовь не может уместиться в течении одной жизни, она больше, чем жизнь. Образ Ивана Палійчука — это образ человека, для которого любовь самое главное в жизни, который утверждает любовь как источник духовности.
Несмотря ни на что, Иван в душе до конца остался верен своей любви и даже погиб с мыслью о Маричке. Этот Ромео — сын природы, навечно очарованный ее чудесами, ее фантастическими образами. В этом персонаже органически соединились любовь к женщине и любовь к природе.
Наверное, невозможно лучше написать о тайне любви, о таинственности мира природы, чем это сделал М. Коцюбинский в повести «Тени забытых предков». Иван Палийчук, как новый Ромео, навсегда останется в нашей литературе как символ любви, как вечный идеал любви, восхищая читателей своим несокрушимым духом и величием души. А «загадочная улыбка смерти» на устах мертвого Ивана — будто символ его бессмертия.
Образ Ивана Палийчука