Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»
Лев Николаевич Мышкин — главный герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Создавая этот образ, автор ставил целью «изобразить вполне прекрасного человека». Возможным прототипом героя мог быть граф Г. А. Кушелев-Безбородко. В черновиках Достоевский несколько раз называет Мышкина «Князь Христос».
В поле его зрения во время работы над образом были Дон Кихот Сервантеса, диккенсовский Пиквик, Жан Вальжан Гюго, пушкинский «рыцарь бедный». Предшественниками Мышкина можно считать Мечтателя , Ивана Петровича и отчасти Алешу Банковского , Ростанева . Двадцати шести лет, роста выше среднего, белокур, густоволос, с впалыми щеками и остренькой белой бородкой, большие голубые глаза, в пристальном взгляде что-то тихое, но тяжелое.
Болен падучей. Последний из древнего рода князей Мышкииых. Рано осиротел, воспитывался в деревне, в детстве был болен тяжелой нервной болезнью. Прожил четыре года в швейцарском санатории.
После выздоровления возвращается в Россию, о которой прочел много книг и на благо которой хочет потрудиться. Обладает талантом каллиграфа. Впервые в романе Мышкин появляется в поезде на Петербург. Принадлежа к дворянскому сословию, Мышкин тем не менее сознает, что ему не хватает формы и чувства меры. «Я не имею жеста», — говорит он.
Этот герой доверчив, лишен себялюбия, необидчив, бескорыстен, кроток и целомудрен. Скорее трогательный, нежели комичный в своей неловкости, Мышкин наивен и предельно искренен. При этом Лев Николаевич мудр и глубоко понимает человеческую природу с ее неодолимыми противоречиями.
Благодаря своей болезни герой постиг минуты высшей гармонии, полноты и блаженства. Он верит в возможность рая на земле, в то, что все люди способны прозреть и преобразиться. Прообраз этого рая князю удалось создать в швейцарской деревеньке, объединив вокруг себя местную детвору, и он верит, что подобное возможно и в мире взрослых. В нем самом много детского.
Детское, чистое, простодушное и доверчивое обнаруживает он и в окружающих его людях. Мышкин не стремится к самоутверждению, не судит и не обличает, он отзывчиво и бескорыстно, по-братски, относится к другим людям. Главные его качества — смирение, способность понять другого и способность к состраданию. Про Настасью Филипповну герой говорит, что она чиста и заслуживает не только сострадания, но и уважения.
Мышкин особенно чуток к красоте и считает, что она «спасает мир». Красота двух женщин покорила его. Он любит Аглаю Епанчину, но он любит и Настасью Филипповну — любовью-жалостью. Мышкин мечется между ними.
Он разрывается между простым человеческим чувством мужчины к женщине и бесконечным состраданием. И Настасья Филипповна любит князя, но, стыдясь своего позора и нечистоты, бежит от него к Рогожину. Аглая, ревнуя к Настасье Филипповне, отступается от героя. Чем дальше, тем больше душа Мышкина погружается в смуту.
Ему тяжело с людьми. Пространствовав по России, князь возвращается в столицу под сильным впечатлением, становится почти народником и славянофилом. Мышкин верит в русского Христа, который должен, по его убеждению, противостоять западным веяниям — как атеизму и социализму, так и Антихристу, проповедуемому, по его мнению, католичеством. Правда, его антикатолический пафос противоречит его же внутренней открытости и способности к всепониманию, выдавая здесь голос самого автора. Князь проповедует нравственное самосовершенствование и истинное, не показное, благородство высокопоставленным гостям, собравшихся у Епанчиных в Павловске.
Не только словами, но всей своей личностью Мышкин обличает фальшь и корысть. Однако его «неотмирность» и чистота не способны преобразить мир, а часто, наоборот, становятся катализатором разлада. Вокруг героя кипят страсти и завязываются интриги, которым Мышкин не в силах противостоять.
Он привлекает к себе людей своим внутренним светом и всепрощением, но он же провоцирует и зло. Ему исповедуются, но его сострадание для многих мучительно и вызывает протест. В финале романа, после ночи, проведенной над трупом Настасьи Филипповны вместе с Рогожиным, князь полностью погружается в душевную тьму, никого не узнает и становится подлинным идиотом.
Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»