Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока
Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока менялся на протяжении всей творческой жизни поэта. В ранних стихах Блока, объединенных в цикл «Стихов о Прекрасной Даме», лирический герой автобиографичен. Он совпадает с образом самого автора, который предстает перед нами полным любви и нежности; он ждет появления Прекрасной Дамы, которая символизирует идеал красоты и женственности. Этот идеал является олицетворением всей мирской любви, природной гармонии: Я стремлюсь к роскошной воле, К той прекрасной стороне, Где в широком чистом поле Хорошо, как в чудном сне.
Герой отдален от действительности, о чем свидетельствуют различные потусторонние образы-символы, мистические обряды, интонация таинственности и невысказанности. Но с течением времени образ лирического героя меняется. Ожидание и поиск преобразовываются в отчаяние и обреченность, вселенская любовь — в страх и ожидание катастрофы: Я — Гамлет. Холодеет кровь, Когда плетет коварство сети, Но в сердце — первая любовь Жива — к единственной на свете. В творчестве поэта стало больше мистики, что говорит о все более глубоком проникновении действительности в иллюзорный мир Блока.
Меняется не только лирический герой, но и сам символ Вечной женственности — образ Прекрасной Дамы. Теперь это уже не та небесная дева, возвышенная и чистая, хотя ее образ все так же возвышен и романтичен. Теперь она — Прекрасная Незнакомка, более реальная и земная: И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами Она садится у окна.
И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука… Несмотря на то что герой спускается «со своей вершины» в мир людей, где у «соседних столиков лакеи сонные торчат» и «пьяницы с глазами кроликов «in vino veritas» кричат», герой все-таки ждет Незнакомку, которая придет и примирит «землю» и «небо», поможет создать гармонию и мир в душе отчаявшегося поэта. Но все ожидания оказываются тщетными. На смену ожиданию и надежде приходит разочарование и отчаяние. Мечты героя рушатся, им на смену приходит гадкая, отвратительная реальность, ощущение полного распада, катастрофы.
Но поэт все-таки оказывается сильнее обстоятельств, он находит в себе силы надеяться. Эта надежда связана с появлением в творчестве Блока образа Родины, России. Недаром Блок писал, что все его творчество — о России. В стихотворениях из цикла «На поле Куликовом» чувствуется гордость и восхищение: Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной, В твоей тоске, о Русь!
Лирический герой призывает к переменам, так как не желает оставлять такое положение вещей. И мы чувствуем огорчение Блока тем, что эти перемены не происходят: Нет, опять погаснут зданья, Нет, опять он обманул Отдаленного восстанья Надвигающийся гул. Революционные перемены, произошедшие в 1917 году, Блок принял всем сердцем. В поэзии этого периода лирический герой уже не может быть отождествлен с самим Блоком. Он больше похож на матроса-анархиста или на безжалостного кочевника, который идет войной на старый мир: Придите к нам!
От ужасов войны Придите в мирные объятья! Пока не поздно — старый меч в ножны, Товарищи! Мы станем братья! А если нет, — нам нечего терять, И нам доступно вероломство! Века, века — вас будет проклинать Больное позднее потомство…
Мысли лирического героя полны революционной романтики; он воодушевлен анархией, но стремится к светлому и доброму: В последний раз — опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира! Но высокие порывы лирического героя наталкиваются на непреодолимые преграды: убийства, пьянство, грабеж, разбой, личную месть, разнузданность и вседозволенность.
Все это показано в поэме «Двенадцать». «Апостолы» новой веры отнюдь не чисты, их руки обагрены кровью, «на спину надо б бубновый туз». Но поэт все же верит, что им удастся построить новый мир. Поэтому Легкой поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз Впереди — Исус Христос. Итак, мы проследили путь лирического героя от влюбленного романтика, отчаявшегося, потерявшего веру человека, до ожесточенного борца за новую Россию. На протяжении всего этого пути лирический герой боролся с действительностью, но реальность оказалась сильней и в конце концов сломила его.
Поэт перестал слышать музыку стихов и замолчал навсегда.
Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока