Образ лирической героини в поэзии А. А. Ахматовой
Я научила женщин говорить. А. Ахматова. А. А. Ахматова — одна из великих поэтесс России. Она, «конечно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб». По выражению А. Коллонтай, Ахматова создала «целую книгу женской души».
Лариса Рейснер писала: «Она вылила в искусстве все мои противоречия, которым столько лет не было выхода… Как я ей благодарна…» Да, действительно, Ахматова «вылила в искусстве» сложную историю женского характера. И не только характера переломной эпохи.
В лирической героине Ахматовой чуть ли не каждая женщина угадывает себя, свое отношение ко всему, что близко и дорого нам на этом свете. Вот она признается в трепетно-нежной любви к Пушкину и в том, что второй ее любовью был Блок: Любовникам всем моим Я счастие приносила. Один и сейчас живой, В свою подругу влюбленный, И бронзовым стал другой На площади оснеженной.
Вообще, образ женщины — героини ахматовской лирики можно отнести к любому лицу. При необычайной конкретности переживаний это и человек конкретной судьбы и биографии, и носитель бесконечного множества биографий и судеб: Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны, Чтобы с Жанной на костер опять. Господи!
Ты видишь, я устала Воскресать, и умирать, и жить. Стихи Ахматовой — «многим» , потому что ее героиня: Я — голос ваш, жар вашего дыханья, Я — отраженье вашего лица. Потому что при всем многообразии жизненных явлений, при всей необычности характеров и ситуаций, героиня Ахматовой несут самое главное, самое важное в жизни — любовь.
Любовь — самая волнующая тема Ахматовой. Она такая же разная, как и ее лирическая героиня. Стихия женской души находит свое выражение именно в любви. «Великая земная любовь» — движущее начало ахматовской лирики, суть ее лирической героини. В этом состоянии мир видится заново, в обычном открывается необычное: Ведь звезды были крупнее, Ведь пахли иначе травы. Поэтому каждое признание — как боль, как крик души: Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает. Героиня ахматовской лирики «больна» любовью. Но любовь не только счастье, скорее, наоборот, это страдание, мучительное непонимание, разлука. Любовь у Ахматовой почти всегда «неспокойна».
Поэтому так много у поэтессы стихов — своеобразных лирических новелл с неожиданным концом . Любовь Ахматовой — это и замкнутая и «эгоистическая» страсть, это и «любовь — забава», но больше всего, конечно, «великая земная любовь» — вселюбовь, любовь для людей и людям. И выражается она, прежде всего, в любви к родной земле, к Родине, к России: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…» Но ахматовская героиня «руками замкнула слух», потому что Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Любовь к Родине — это не предмет анализа, каких-то мучительных размышлений и сомнений. Это любовь-родина, любовь-судьба , но в миропонимании и мироощущении героини эта любовь навсегда.
Любовь к Родине — это любовь к родному языку. Такая трактовка весьма необычна, поэтому и звучит как заклинание и обещание: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, — И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. И поэтому образ лирической героини в стихах, посвященных Родине, «военных» стихах, становится физически ощутимым. Это уже не трепетная, ранимая, уязвимая дама, это мужественная женщина, ее характер — кремень, монолит, поэтому многие стихи поэтессы звучат и воспринимаются как клятва: Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит! Героиню ахматовской лирики трудно не отождествлять с самой поэтессой.
Из «веселой грешницы», «царскосельской насмешницы» и юной элегантной дамы Ахматова, вместе со своей героиней , вырастет, превратившись «в первую поэтессу Родной земли, с голосом сильным и зрелым, скорбно звонящим. Она стала как бы глашатаем беззащитных и страждущих, грозным обличителем зла, свирепости». Эту потрясающе точную характеристику дал Ахматовой патриарх литературы русского зарубежья Борис Зайцев. И если героиня ахматовской поэзии рано осознала свою жизнь как судьбу, то Ахматова-поэт рано и ответственно восприняла и осознала свою творческую — поэтическую — миссию.
Видимо, отсюда стихи — самоотчеты, поэтому такая требовательность к каждому слову, к каждой поэтической строке. Наверное, поэтому так искренне, проникновенно и пронзительно звучат ее строки: Чашу с темным вином Подала мне богиня печали. Но стихи Ахматовой, образ ее лирической героини, такой разной и такой близкой, так удивительно проникновенны, так трогают душу каждого читателя, независимо от того, мужчина это или женщина, независимо от того, какая власть в стране, какое время за окном…
Образ лирической героини в поэзии А. А. Ахматовой