Образ Марьи Болконской. Образ Наташи Ростовой. Воплощение нравственного идеала Л. Н. Толстого
Роман-эпопея великого русского писателя Л. Н. Толстого » Война и мир » позволяет нам в том числе оценить жизненную позицию самого автора. Авторское отношение к тем или иным вопросам проявляется посредством изображения им персонажей. Толстой создает целую галерею образов, каждый из которых очень интересен и достоверен.
Свое сочинение мне хотелось бы посвятить двум героиням романа — Марье Болконской и Наташе Ростовой.
Сам Л. Н. Толстой относится к этим героиням с глубокой симпатией. Наташа является его идеалом женщины; Княжна Марья воспринимается писателем с не меньшей любовью и восхищением. Образ княжны Марьи тесно связан с любовью ко всему миру, с сочувствием, с грустью по поводу несовершенства мира. Княжна Марья выше повседневной суеты, ее не интересуют банальные проблемы. Парадоксально, что внешне и Марья, и Наташа некрасивы.
Они противопоставляются в романе блистательной светской красавице Элен. Она обворожительна внешне, но ее внутренний мир и нравственные качества далеки от совершенства. Элен не вызывает симпатии ни автора, ни читателей.
Совсем по-другому обстоит дело с княжной Марьей и Наташей Ростовой. Взгляд княжны Марьи заслуживает особого внимания. Ее «большие, глубокие» глаза бывают полны любви, сострадания. Писатель говорит, что «лучи теплого света снопами выходят из них».
Внешняя некрасивость Марьи не важна, ее внутренний мир прекрасен. Девушка искренне верит в Бога, хочет любить всех вокруг так, как «Христос любил человечество». Безусловно, Марья — это человек, о которых говорят — «не от мира сего».
Она далека от реальности, ее внутренний мир удивителен и сложен. Она желает быть «совершенной, как Отец наш небесный».
В лице княжны Марьи писатель показывает удивительно чистую, незаурядную женщину. Она не похожа на окружающих, ее больше интересует внутренний мир, нежели все внешнее. Марья стремится усовершенствовать свою душу, желает отречься от всего мирского. Она находит утешение в религии, ее отношения с родными непросты.
Деспотичный отец обращается с ней сурово, что дает возможность Марье еще более глубоко погрузиться в свои внутренние переживания. Окружающие относятся к Марье с некоторой жалостью. Ее сложная натура и внешняя некрасивость являются тому причиной. Истинная красота девушки остается незаметной для окружающих.
Только после знакомства с Ростовыми Марья изменилась. Теперь внешняя и внутренняя красота находятся в гармонии, девушка преображается. Немалая заслуга в этом принадлежит Наташе Ростовой.
Она сама по себе является олицетворением искренности, любви к жизни, красоты. Внешняя некрасивость Наташи не играет никакой роли. Все относятся к ней с любовью и симпатией. Наташа — гармоничная личность, в ней нет противоречий.
Она дарит окружающим возможность убедиться в том, что истинная гармония возможна даже в несовершенном мире. Наташа Ростова добра, мила, ее присутствие приятно самым разным людям.
Наташа любит весь мир и себя, как часть этого мира. Она сама по-детски восхи-щается собой: «что за прелесть эта Наташа». Девушка обладает богатым внутренним миром, не менее развитым и сложным, чем Марья Болконская.
Ее отличительные черты: деликатность, чуткость, готовность прийти на помощь. Она не отличается умом, но обладает гораздо более важным качеством: душевной мудростью, которая может быть только у незаурядных людей. Образ Наташи — воплощение нежности, искренности, красоты. Наташа Ростова демонстрирует явную готовность к помощи: она отдает подводы под раненых, невзирая на то, что ей пришлось оставить свои вещи.
Наташа не обладает расчетливостью, ее мало интересует собственное благополучие. Девушка самоотверженно ухаживает за князем Андреем. Вообще, готовность пожертвовать собой у Наташи особенно ярко проявляется в эпилоге.
Толстой утверждает, что место женщины в семье. Теперь Наташа уже не обращает никакого внимания на свой внешний вид. Ей не важны наряды, красота фигуры и прически. Наташа думает и беспокоится только о своих детях. Даже легкое недомогание ребенка для нее становится тяжелым испытанием.
Снова мы видим, что Наташе не свойственна фальшь и стремление приукрасить действительность. Суровая правда жизни оказывается для нее важнее всего наигранного, неестественного, например, необходимости соблюдать светские правила, соответствовать внешним требованиям высшего общества. В данном контексте красота Наташи проявляется иначе: не во внешнем, но во внутреннем.
Ее уход в семью, готовность всю себя отдавать детям говорит о многом. Счастье материнства — это непреходящая ценность для женщины. И другие атрибуты внешнего благополучия не могут сравниться с этой ценностью.
Марья и Наташа рождены для материнства. Они передают своим детям все самое лучшее. В этом снова проявляется их величие. Ведь красавица Элен отказывается от счастья быть матерью, умирает никому не нужной.
На ней прекращается род Курагиных. А Марья и Наташа останутся жить в своих потомках.
Образы Марьи Болконской и Наташи Ростовой — это воплощение нравственного идеала Л. Н. Толстого. Эти две героини не похожи друг на друга, но тем не менее, их качества воспринимаются как положительные. «Правда и красота» в данном контексте — это умение любить мир и ближнего своего, что свойственно Марье и Наташе. Действительно, образы этих двух героинь как бы воплощают все главные женские качества, которые являются главным в жизни: любовь, сопереживание, чуткость, нежность, доброта, готовность к самопожертвованию во имя ближнего, искренность, чистота. Без этих качеств жизнь человеческая превратилась бы в тяжкое испытание.
И пусть изменяется цивилизация, вечные ценности остаются неизменны.
Образ Марьи Болконской. Образ Наташи Ростовой. Воплощение нравственного идеала Л. Н. Толстого