Образ моря и его художественное воплощение в произведениях отечественной классики XIX века
Море — одно из самых удивительных чудес природы. Оно бывает спокойным, ласковым, даже чинным, а бывает грозным, опасным. Много неизведанных тайн хранят в себе морские просторы.
Великие поэты XIX века, Пушкин и Лермонтов, нередко в своем творчестве обращаются к образу моря. Обратимся к стихотворению А. С Пушкина «К морю». Перед нами стихотворение — обращение к морской стихии, близкое к жанру послания к другу.
Какие же качества привлекают поэта в море?
«Прощай, свободная стихия…» — говорит Пушкин в первой строчке своего стихотворения. Итак, прежде всего, поэта привлекает свобода. Море для него — это олицетворение свободы.
Море прекрасно во все моменты: поэт любит и его «тишину в вечерний час, и своенравный порывы». Пушкин наделяет море чертами живого существа и делится с ним, как с другом, своими думами, желаниями, находит в нем отклик:
Как я любил свои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час.
Описание моря выполнено поэтом в приподнятых, торжественных выражениях. Пушкин отбирает соответствующую лексику — слова высокого поэтического ряда, архаизмы: «бездны глас»; «смиренный парус рыбарей»; «неподвижный брег»; «вотще»; «почил»; «могущ».
Стихотворение Лермонтова «Два великана» воспроизводит бой двух великанов — иноземного и русского. Русский великан в честном бою доказал самоуверенному заморскому богатырю, слава о котором гремела «за долами, за горами», что русские богатыри обладают недюжинной физической силой и, если возникнет необходимость, защитят Россию от врагов:
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою — …
Ахнул дерзкий — и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Море, в которое упал сраженный рукой русского витязя богатырь иноземец, олицетворяет мощь, богатырскую силу великана. Море, огромное, таящее в себе грозную силу, чем-то сродни русскому богатырю.
В стихотворении «Желанье» лирический герой, томясь в неволе, тоскует о свободе, мечтает вырваться из своей темницы. Свободу для лирического героя олицетворяют «сине поле», по которому можно «проскакать» на резвом коне; «черноглазая» красавица и море:
Я тогда пущуся в море,
Беззаботен и один,
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С Дикой прихотью пучин.
Лирического героя не пугает, не страшит «дикая прихоть» морских пучин. Море, неспокойное, огромное, — достойное прибежище для беспокойной души лирического героя, жаждущего полноценной жизни, действия.
Олицетворением воли, свободы, динамики является море и в другом стихотворении М. Ю. Лермонтова — «Для чего я не родился…». Лирический герой этого стихотворения, словно томясь условностями света, грустит о своей несвободе; жалеет, что не родился синей волной. Герой мечтает, «шумно катиться Под серебряной луной», «страстно лобзать» «золотистый песок» и «презирать» все опасности, таящиеся в морских пучинах.
Традиционно образ моря оценивался русскими классиками в положительном свете. Часто, следуя романтической традиции, эта стихия становилась олицетворением свободы как недостижимого идеала героя.
Образ моря и его художественное воплощение в произведениях отечественной классики XIX века