Образ Наташи Ростовой особый тип новой женщины
В 60-е годы Чернышевский в образе Веры Павловны дает особый тип новой женщины, ставит проблему женского равноправия, эмансипации женщины.
Толстой, полемически заостряя свой роман против демократической идеологии разночинцев, противопоставляет образу новой женщины Чернышевского образ Наташи, воплощающей толстовский идеал женщины. Образ Наташи дан в динамике ее духовного роста.
Вначале перед нами тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Она была «в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Общая любимица семьи, Наташа и сама полна любви ко всем, ласки и радости.
Она вполне уверена, что жизнь — это сплошной праздник, а окружающий мир — чудесная гармония.
Вот она с разбегу влетает в гостиную с куклой Мими в руках, задыхаясь от смеха, и в комнату словно врывается солнечный луч. Вот она в «цветочной» комнате прячется между кадок цветов я, случайно подсмотрев и подслушав объяснение в любви Николая
И Сони, по-детски подражает им, просит Бориса поцеловать ее и спрашивает его: «Навсегда? до самой смерти?»
А вот она в день именин, на званом обеде, в присутствии большого количества чинных гостей, звонко и капризно кричит через весь стол:
— Мама! какое пирожное будет?..
Разговор гостей сразу смолкает…
Наташа отстала только тогда, когда ей сообщили, что будет ананасное мороженое.
— Вот и спросила,- прошептала Наташа.
«Порох», «зелье девка», «казак» — любовно характеризуют этого живого подростка окружающие.
На наших глазах Наташа растет, постепенно раскрывая другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью. Секрет этого обаяния кроется в богатстве ее натуры, в ее «переполненности жизнью».
Мы видим Наташу в Отрадном до того взволнованную прелестью родной природы и красотой весенней ночи, что, высунувшись из окна, она готова кудато улететь.
Вы встречаем Наташу на первом в ее жизни аристократическом балу, замирающей от страха, что ее никто не пригласит на вальс. Неожиданного просьбе Пьера, приглашенная на тур князем Андреем, Наташа, сияет от счастья. Как хорошо характеризуют ее впечатлительность переливы ее различных чувств на этом балу, переходы от робости к надежде и ожиданию, от страха к восторгу и упоению своей молодостью и успехом!
Первый же выезд в «большой свет» принес Наташе торжество.
Наташа — дворянка, аристократка. Однако, вращаясь в дворянской среде, она всем существом своим близка к народу и его поэзии. Народная музыка, песни и пляски захватывают ее.
В Михайловке она замирает, слушая, как дядюшка исполняет на гитаре русскую песню «По улице мостовой». Страстное желание сплясать подхватывает Наташу.
«-Ну, ну, голубчик, дядюшка,- таким умоляющим голосом застонала. Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого…
— Ну, племянница! — крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка…»
В этой русской пляске сказалась и любовь Наташи ко всему народному, и ее русская талантливость, артистичность ее натуры. Наташа живет больше сердцем и чувствами, чем головой. Пьер говорит о ней, что она «не удостаивает быть умной».
Доверчивость, непривычка критически относиться к людям, восхищение красотой привели ее к увлечению Анатолем Курагиным. Это была ошибка, стоившая ей дорого.
Однако в обстановке семейно-бытовой Наташа проявляет и ум, и деловитость, и практичность. Во время сборов Ростовых к отъезду из Москвы она обнаруживает удивительную хозяйственность, сумев хорошо уложить в ящики все дорогие вещи.
Вовремя этих сборов раскрываются и другие стороны натуры Наташи: ее бесконечная доброта и патриотизм. По настоянию Наташи все подводы Ростовых были освобождены от вещей и отданы для раненых. Все богатства Ростовых были брошены в Москве.
И что значили эти богатства, на взгляд Наташи, когда дело шло о спасении русских солдат и офицеров!
В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей Болконский. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за сознания страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали, сколько мужества и твердости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.
Время исцеляет страдания Наташи. Это тем более естественно, что жизненные идеалы ее несложны: они лежат не в социальной, а в семейной сфере.
В эпилоге мы видим Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит Толстой, она нашла себя, свое место в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической порой своей жизни. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности», но в ней не было уже огня того оживления, которое составляло ее прелесть. «Толки и рассуждения,- полемически заявляет Толстой,- о правах женщины, об отношениях супругов, о свободе и правах их, хотя и не назывались еще, как теперь, вопросами, были тогда точно такие же, как и теперь, но эти вопросы не только не интересовали Наташу, но она решительно не понимала их».
Все ее интересы сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга для нее нет жизни. Таков идеал женщины, по мнению Л. Толстого.
Образ Наташи Ростовой особый тип новой женщины