Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
В своем романе «Война и мир» Л. Н. Толстой рассказывает читателю о разных людях, живших в эпоху Отечественной войны 1812 года. Действующих лиц в его произведении очень много, но одним из самых ярких образов является Наташа Ростова, которую в начале мы видим тринадцатилетней беззаботной девочкой, а в конце — любящей женой и матерью. На протяжении всего романа читатель следит за духовным становлением девушки. Впервые Наташа появляется на страницах произведения «живой», «черноглазой» девочкой. Она находится в том «милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».
Любимица семейства Ростовых, Наташа и сама полна любви и ласки к окружающим. С разбегу она влетает в гостиную с куклой Мими в руках, задыхаясь от смеха, и в комнату словно врывается солнечный луч. Вот она в «цветочной» комнате прячется между кадок цветов и, случайно подсмотрев и подслушав объяснение в любви Николая и Сони, по-детски подражает им.
Она просит Бориса поцеловать ее и спрашивает юношу: «Навсегда? до самой смерти?». Наташа уверена, что жизнь — это сплошной праздник, а весь мир — чудесная гармония. «Порох», «зелье девка», «казак» — так характеризуют ее другие люди. Подрастая, Наташа превращается в обаятельную девушку, на которую обращают внимание из-за ее жизнерадостности и непосредственности.
На своем первом аристократическом балу девушка боится, что ее никто не пригласит на вальс. Но, танцуя с Андреем Болконским, Наташа испытывает чувства, постепенно переходящие от робости к надежде и ожиданию, от страха к восторгу и упоению своей молодостью и успехом. Первый выезд в «большой свет» принес девушке торжество. Наташу не занимали ни государь, ни важные лица, ни политические проблемы: «Она ничего не заметила и не видела из того, что занимало всех на этом бале Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя».
Наташа Ростова с открытой душой принимает жизнь в ее богатстве и красоте. Ей совершенно чуждо желание постоянно сравнивать свои поступки с действиями других людей, ее не волнует мнение окружающих. В качестве внутреннего «ограничителя» этот принцип для нее просто не существует. И происходит это отнюдь не потому, что Наташа намеренно отвергает какие-либо жизненные нормы, просто она обладает духовной свободой и непосредственностью, которые начали проявляться с раннего детства. Наташа — дворянка, аристократка от рождения.
Но, вращаясь в дворянской среде, она очень близка к народу. Народная музыка, песни и пляски захватывают ее. В Михайловке Наташа замирает от волнения, слушая, как дядюшка исполняет на гитаре русскую песню «По улице мостовой». Девушка не смогла усидеть на месте и пустилась танцевать. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?..» — пишет о ней Толстой. Девушка живет больше сердцем и чувствами, чем головой.
Пьер говорит о ней, что она «не удостаивает быть умной». Эмоциональность Наташи выражается во всем: «Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом». Девушка не умела скрывать своих чувств и не замечала, как это делают другие. Доверчивость, непривычка критически относиться к людям, восхищение красотой привели ее к увлечению Анатолем Курагиным. И как позже оказалось, это было большой ошибкой.
Вместе с тем, Наташа остро ощущает все фальшивое, ненатуральное. Во время посещения оперы непосредственное чувство жизни девушки сталкивается с вычурностью, нелепостью оперного представления. Видя «страшно наряженных мужчин и женщин при ярком свете, странно двигавшихся, говоривших и певших», Наташа «знала, что все это должно представлять», но ее поражало, ей казалось удивительным отсутствие правды во всем том, что развертывалось перед ней на сцене. Ощущение чего-то необыкновенного, яркого, увлекательного и в тоже время ненастоящего возникает у девушки и тогда, когда она вступает в круг светских знакомств. Душевная простота девушки, одухотворенность сердца важнее, чем ум и хорошие манеры.
Несмотря на свою некрасивость в детстве и юности, Наташа привлекала даже людей малознакомых. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как девушка вдохновляет людей, делая их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздавленный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и забывает все на свете. Он чувствует, что жизнь все-таки прекрасна.
Николай думает: «Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она — настоящее…» Самым сильным чувством для Наташи на протяжении всего романа является любовь. Любовь к отцу и матери, к Андрею, а позже к Пьеру, к Николаю и Соне… Каждое чувство отличается от другого, но все они глубоки и правдивы. Андрея Болконского Наташа встречает на балу. Кажется, это любовь с первого взгляда.
Точнее будет назвать это каким-то внезапным единением чувств и мыслей двух малознакомых людей. Они поняли друг друга с полувзгляда. Князь помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею.
А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собой лишь с очень немногими людьми: «Князь Андрей… любил встречать в свете то, что не имело на себе светского отпечатка. И такова была Наташа». Девушка, взрослея, постепенно раскрывает другие черты своего характера. Во время сборов Ростовых к отъезду из Москвы она проявляет деловитость, практичность и хозяйственность, сумев хорошо уложить в ящики все дорогие вещи.
Также в этом эпизоде раскрывается ее доброта и патриотизм. Именно по настоянию Наташи все подводы Ростовых были освобождены от вещей и отданы раненым. Все семейные богатства остались в Москве.
И что значили эти богатства, на взгляд Наташи, когда решался вопрос о спасении русских солдат и офицеров! В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей Болконский. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за сознания страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали, сколько мужества и твердости таилось в душе девушки.
Но время исцеляет страдания княжны Ростовой. В эпилоге читатель, к своему удивлению, видит в Наташе примерную жену и мать, нашедшую свое счастье в семейной жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической порой своей жизни. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности», но в ней не было уже огня того оживления, которое составляло ее прелесть. «Толки и рассуждения, — заявляет Толстой, — о правах женщины, об отношениях супругов, о свободе и правах их не только не интересовали Наташу, но она решительно не понимала их».
Все интересы героини теперь сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга жизни для нее не существует. Таким образом, на примере Наташи Ростовой Толстой показал, в чем заключается предназначение женщины. Девушка проходит длинный путь становления, она пыталась найти счастье в балах, в пышном дворянском обществе, в смазливом Анатолии Курагине, а обрела его рядом с рассудительным и спокойным Пьером Безуховым.
Каждая женщина, несмотря на ум, социальное положение, «живость» и стремление утвердится в обществе, прежде всего, предназначена для роли матери и жены. Это в очередной раз доказал Толстой на примере Наташи Ростовой.
Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»