Образ Орфея как персонификация силы искусства
Сочинение по поэзии Райнера Марии Рильке «Орфей, Эвридика и Гермес». В поэзии двадцатого столетия творчество выдающегося австрийского поэта Райнера Марии Рильке занимает особое место: она будто синтезировала в себе разнообразные культурные традиции, но осталась при этом самобытной и даже имела значительное влияние на творчество многих других поэтов из разных стран. И, в отличие от разнообразия знаний о культурных достижениях и литературных находок, богатством творчество Рильке не отличается. Ведущей для него была тема о месте искусства в мире, но ее Рильке исследовал разносторонне: обращаясь и к уже имеющимся в мировой литературе образам, дополнял их личным толкованием, а также создавал собственные. В его поэзии отбиваются достижения разных видов искусства — и музыки, и скульптуры, и архитектуры. Последнее было обусловленное мировоззрением поэта и делалось сознательно: Рильке считал, что целостность любым произведениям предоставляет понимание сущности творчества, одинаковой для всех видов искусства. Отсюда в его стихах чрезвычайная выразительность и пластичность образов: и зрительных, и ритмических, и музыкальных, и других. Итак, прирожденный талант самого Рильке дополнялся сознательной концепцией. Хотя бы через это с его точкой зрения на главный предмет исследования следует ознакомиться.
Можно наблюдать эволюцию взглядов Рильке на искусство. В ранних произведениях поэт считал искусство иррациональным процессом, который рождается независимо от воли поэта и руководствуется интуицией. Переживание поэтического открытия мира были главным мотивом. Позднее Рильке стремится понять настоящие источники творчества и его сущность. Итогом творческих поисков поэта стал обогащенный его собственным пониманием оскорблений Орфея. В «Сонетах об Орфее», в стихе «Орфей, Эвридика, Гермес» Рильке высказывал собственные гуманистические ожидания, которые искусство может предоставить этому миру гармонию, сделает его действительно человечным. Цикл об Орфее у этого поэта — своеобразное поэтическое заклинание. Но не только это. Когда Рильке писал «Орфей» — он имел в виду слово «искусство». Где речь идет о действиях Орфея, можно прочитать между строками принципы творчества самого Рильке. Древнегреческие мифы подарили миру поэта и певца Орфея, который был способен зачаровывать своим творчеством все живое и безжизненное. За чрезвычайный талант Орфею было разрешено даже спуститься в Царство Ада — места, где живут тени умерших, — чтобы спасти погибшую любимую. Лишь одно условие не сумел выполнить Орфей: не оборачиваться. Но тень Эвридики двигалась весьма бесшумно, шагов ее было не слышать, и Орфей не выдержал. И он себе говорил: «Они идут», говорил это зычно и к эху вслушался. Так изображал душевный образ своего героя Рильке в стихе «Орфей, Эвридики, Гермес».
Для Рильке легенда об Орфее — символ попытки спасти мир красотой. Он видел в искусстве единое спасение из безысходности суетной и неистовой будничной жизни, где люди ненавидят одно одного. Образ Орфея — это еще и преодоление отчужденности человека. «Орфей — это сила искусства, которое оказывает содействие превращению хаоса в космос — мир причинности и гармонии, форм и образов, настоящий «человеческий мир», — писали о цикле поэзий Рольке. Источником вдохновения Орфея, по мнению поэта, были уже земные страсти, которые потом благодаря одухотворению талантом приобретали космический масштаб. Например, любовь к Эвридике и боль от ее потери: Такая любимая, — это ее лира. Оплакала за плакальщиц всех, А мир на плач сплошной обернулся… В этом заключается разность между обычным человеком и творческим: ощущать сильные страсти много кто может, но нужный талант, чтобы чувство перешли границы отдельной личности. Будто увеличительная линза, вдохновение поэта усиливает их, возбуждает способность быть услышанными. Не услышанное не может найти отклика в других душах.
С Точки зрения поэта, главная трагедия человека — это ее одинокость. Обычные люди обречены на непонимание. Они одинокие и в своей жизни, и во Вселенной. Из этого тезиса и появляется еще одно понимание функции искусства: оно является возможностью осознать эту одинокость и вместе с тем средством ее преодоления. Перед талантом Орфея склонялись звери и стихии, хотя передавал им он собственные чувства, и тем самым изменял мир вокруг себя. Понимание объединяло. Весь мир плакал над горем Орфея, так как весь мир очаровывался прекрасным, о котором пел Орфей в лучшие времена. Итак, Орфей Рильке персонифицировал главнейшую сущность искусства.
Образ Орфея как персонификация силы искусства