Образ Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Это самый… смешной человек,
Но самое золотое сердце.
Л. Н. Толстой
Каким должен быть человек? Как надо жить, чтобы найти согласие с самим собой? На эти и многие другие вопросы, всегда бывшие в центре внимания Л. Н. Толстого, отвечает он в «Войне и мире», излагая свой нравственный кодекс, воплощенный в характерах и поступках героев романа.
Особенно сложен путь Пьера Безухова, характер которого складывается на наших глазах.
«Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках» — таким появляется двадцатилетний Пьер в салоне А. П. Шерер. Он только что приехал из-за границы, где жил и учился несколько лет. Здесь, в России, ему все интересно.
Поэтому он, врываясь в разговоры, говорит все, что думает, и не замечает, что многим его взгляды кажутся опасными.
Пьер — бонапартист. Он видит в Наполеоне великого человека, оправдывает его жестокость, которая, как он полагает, была неизбежна. Бонапартизм Безухова неглубок, это скорее романтическое восприятие человека, имя которого на устах у всех, а не трезвая оценка его деятельности.
Русская жизнь даст наивному, доверчивому юноше еще не один урок и заставит пересмотреть свои взгляды.
А пока Пьер мечется, не зная, чем заняться, участвует в кутежах компании Долохова и корит себя за это.
Умирает старый граф Безухов, и, по его завещанию, Пьер становится законным сыном и наследником огромных богатств. Он растерян, но не растерялся светский негодяй князь Василий Курагин и сразу же женил Пьера на своей дочери Элен, пустой, бездушной и развращенной светской красавице. Нового графа Безухова «полюбил» свет: приемы, балы, гости…
Если бы Пьер был заурядным, безразличным человеком, его удовлетворяла бы такая жизнь. Но он другой… В нем идет непрерывная работа мысли.
Умная душа, чуткое сердце, обнаженная совесть не позволяют ему довольствоваться пустым времяпрепровождением. А может, с этого и начинается человек: с недовольства собой, поисков и метаний, с постоянной борьбы со своими слабостями?
Но пока Пьер терпит поражение в этой борьбе. Живя по инерции, так, как все, он приходит к катастрофе — дерется на дуэли с Долоховым и тяжело ранит его.
Начинаются невыносимые нравственные терзания Пьера. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?
Для чего жить и что такое я?» — задает он себе вопросы.
Выход Пьер хочет видеть в самоусовершенствовании. Ему кажется, что так он сможет устранить зло в себе и в мире. Поэтому атеист Пьер становится масоном, видя в масонстве орудие борьбы со злом. Он пытается провести реформы в своих имениях, чтобы облегчить положение крестьян. Кажется, работа идет успешно, и Пьер, по-прежнему наивный и доверчивый, удовлетворен.
Но непрактичного графа снова обманули. Жизнь крестьян стала и вовсе невыносимой. Что же делать?
Пьер ищет полезной общественной деятельности, пытается преобразовать орден масонов, направить их работу на достижение общего блага, но и здесь его ожидает глубокое разочарование: он понял, что масонов интересует не истина, не благо человечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни».
Из нового нравственного кризиса Безухова выводит война 1812 года, которая дала ему главный жизненный урок. Всенародный патриотический подъем захватил Пьера. Рухнула вера в величие Наполеона.
Теперь он враг, и Пьер решает убить его. Безухову мало снарядить на свои деньги полк — он должен лично участвовать в сражении. Пьер отправляется на Бородинское поле. То, что он там пережил, произвело переворот в его душе.
Человек очень эмоциональный, он был потрясен поведением солдат и ополченцев, их непоказным мужеством и каким-то обыденным, будничным героизмом. И Пьер, попав, казалось бы, в чуждую ему среду, впервые почувствовал себя не нелепым барином, неудачником, а частицей своего народа. Ему кажется, что смысл жизни найден: «Солдатом быть, просто солдатом!» — думает Пьер.
Под влиянием увиденного и пережитого Пьер становится тверже, деятельнее. Желание «не отставать от них ни в чем ведет его в захваченную французами Москву. Убить Наполеона не удалось, но Пьер спасает девочку во время пожара, помогает женщине, вступает в драку с захватчиками.
Огромное впечатление на его чуткую, ранимую душу производит казнь » поджигателей «. Потрясенный случившимся, Пьер снова теряет почву под ногами, испытывает полный душевный крах. «В душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось…»
В таким состоянии Пьер попадает в плен, и там под влиянием простых и добрых людей, а особенно Платона Каратаева он снова возрождается к жизни. Всю жизнь искавший душевного удовлетворения, «успокоения, согласия с самим собой», он перенес в плену «пределы лишений, которые может переносить человек», но не пал духом, а, вопреки всему, закалил свою волю, обрел «ощущение радости и силы жизни», оценил братское отношение к себе крестьян-солдат.
Будто живой водой окропили его душу.
И все-таки Пьер не стал непротивленцем, не воспринял полностью философию Каратаева. В нем окрепла потребность бороться с общественным злом, с мракобесием и аракчеевщиной.
В жизнь Пьера вошла Наташа. Многое пережив и испытав, они стали опорой друг для друга. Но Пьер уже не мыслит своего личного счастья, если несчастны люди вокруг. Николай Ростов благоразумно советует ему «не думать». Пьер отвечает: «…я не могу».
Он всю жизнь не мог не думать. Но если раньше борьба шла лишь за собственную душу, за самоусовершенствование, за чистую совесть, то «диалектика души» привела его к новой мысли: «Возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро».
Да, это очень нелегко — «жить честно», но, по мнению Толстого, настоящий человек должен жить именно так.
Образ Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»