Образ Петербурга в произведениях Пушкина, сочинение
Жизнь русского поэта Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связана с городом, основанным Петром Первым. Здесь, в Петербурге, по окончании Лицея, прошли его первые взрослые годы, здесь же к нему пришла литературная известность. Сюда, в Петербург, который еще застраивался, и приехал Пушкин из Царского Села, где учился в Лицее.
Поэт приехал в Коломну, удаленную от парадной части города, так как родители были стеснены в средствах и выбрали дешевый район города. По вечерам Пушкин спешил из Коломны в центр города, где его ждали друзья, литературные собрания, театр, светские знакомства, беседы и встречи. Юный Александр Пушкин рос как поэт, как человек, набирался новых впечатлений, любовался растущим Петербургом.
Поэтому город на Неве не мог не найти отражения в произведениях будущего великого поэта.
Петербург для него — это и оплот самодержавия, и воплощение петровских реформ, и отражение целой эпохи, ее нравов, порядков и привычек. Образ Петербурга возникает практически во всех произведениях крупного жанра: в поэме «Медный всадник», в «Пиковой даме», в «Капитанской дочке» и, конечно же, в романе «Евгений Онегин». И в каждом произведении город выглядит по-разному — в этом и проявляется гениальность поэта.
Пожалуй, самым противоречивым выглядит Петербург в поэме «Медный всадник». Начинается произведение с признания в любви «юному граду Петрову», который вознесся «из тьмы лесов, из топи блат». Созданный самодержцем Петром I, он стал воплощением самодержавия, но для «маленького человека», вроде главного героя поэмы Евгения, он стал источником горя.
Построенный вопреки всем законам природы, Петербург регулярно подвергался наводнениям, жертвой которого однажды и стала возлюбленная Евгения.
В итоге протест героя оборачивается его сумасшествием и смертью, и преобразования Петра меркнут на фоне трагического финала. Да, Петербург — символ эпохи Петра, своеобразный памятник его основателю, но в восприятии читателя появляются как будто два Петербурга: «город пышный» и «город бедный», город, чей «строгий стройный вид» восхищает, и город, где царит «дух неволи». Этот мотив позже разовьет в своем творчестве Федор Михайлович Достоевский: в его романах мы увидим Петербург как город контрастов.
Так как «Пиковая дама» — мистическая повесть, Петербург тоже погружается в мистический полумрак. В полумраке стоит под окнами Лизаветы Ивановны Герман, в полумраке появляется он в спальне графини, в таком же сумраке проходят все три игры, после которых герой сходит с ума. Предметом изображения у Пушкина опять же становятся два мира: мир тех, кому материальные блага даны при жизни , и мир тех, кто всеми правдами и неправдами мечтает разбогатеть, чтобы быть причисленным к этому обществу.
Карточная игра для многих становилась пропуском в этот мир. Но какую цену порой за это приходилось платить? Герману пришлось взять грех на душу: старая графиня умерла после тщетной попытки Германа добиться тайны трех карт.
Автор сосредотачивает внимание читателя на жизни верхушки петербургского общества — молодых аристократах, многие из которых находились на военной службе, но их жизнь сводилась к развлечениям на родительские деньги. Промотавшись и не получая больше поддержки от родителей, они старались выгодно жениться, чтобы снова каждый вечер садиться за игровой стол.
Именно в «Пиковой даме» возникает образ Петербурга, ставшего столицей высших возможностей человека. Но возможность эта для многих становится призрачной, как для Германа, ведь секрет процветания с помощью трех заветных карт оборачивается сумасшествием: долгожданный туз оборачивается пиковой дамой, и справедливость торжествует, а зло наказано.
И только в романе «Евгений Онегин» читатель видит и «высший» свет Петербурга, и рабочий люд. Когда главный герой Евгений утром с бала едет «в постелю», «Петербург неугомонный уж барабаном пробужден». С утра все при деле: «Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик».
И только представители высшей знати Петербурга, утомленные шумом бала, едут домой, чтобы, проспав до обеда, снова быть готовыми к очередным ночным увеселениям.
И все-таки Петербург для Пушкина всегда оставался городом его молодости, первой любви, надежд на перемены к лучшему, а еще это был город, где жили его друзья — будущие декабристы.
Образ Петербурга в произведениях Пушкина, сочинение