Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
В романе Достоевского «Преступление и наказание» тема Петербурга самым тесным образом связана с темой «униженных и оскорбленных». В романе представлен не весь город, а, главным образом, та его часть, в которой обитают беднейшие слои населения. Мы знакомимся с распивочными, трактирами, тесными душными улицами, Сенной площадью, «канавами» с грязной водой, мрачными давящими зданиями, уродливыми жилищами.
Писатель показывает среду обитания «униженных и оскорбленных», за пределы которой они, как правило, не выходят. Убожество городских кварталов тяготит их. Недаром Раскольников не может сдержать гримасы «глубочайшего омерзения», когда выходит на улицу жарким июльским вечером . Петербургская архитектура в «Преступлении и наказании» — также по большей части уродливая, травмирующая психику.
Район Сенной площади — это район доходных домов, трущоб, распивочных и «веселых» заведений. В них нет ничего от красоты и величия парадного, «фасадного» Петербурга. Изображение петербургских зданий в романе довольно однообразно: теснота, мрачные, унылые тона, отсутствие перспективы, «громадные, теснящие и давящие дома».
Петербургская архитектура в изображении Достоевского как бы дополняет картину угнетенного душевного состояния большинства персонажей. Особенно подробно Достоевский изображает интерьеры. Так, комната Раскольникова «была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».
Комната Сони — «большая», но «чрезвычайно низкая», она «походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое». Жилище Мармеладовых представляет собой «беднейшую комнату шагов десять длиной», освещавшуюся огарком свечи. Тема Петербурга связана с главной темой романа — темой преступления. Сама атмосфера Петербурга — «катализатор» преступления, его почва.
Почти все герои романа — «преступники» в широком смысле этого слова, городская среда словно подталкивает их к тому, чтобы усомниться в справедливости истин, добытых человечеством. Достоевский показывает, что Петербург формирует особый тип личности. Это город, в котором искусственно созданные «идеи» заменяют естественные, «органические» нравственные убеждения человека.
По мнению писателя, это разновидность повального безумия. Неслучайно Свидригайлов говорит, что Петербург — «город полусумасшедших». В самом деле, Петербург сыграл особую роль в судьбе Раскольникова. Именно в этом городе он попал под «наваждение» своей теории.
В жизни героя различные реалии Петербурга стали символами. Это, например, его комната-«шкаф» , а также Сенная площадь, трактиры, распивочные, проходные дворы. На зловонных улицах города развернулась философско-психологическая драма героя. Таким образом, в романе «Преступление и наказание» Достоевский рисует «внутренний», «психологический» портрет Петербурга, показывает его губительное влияние на души людей.
Город в романе передан через восприятие Раскольникова и других героев произведения. Тем самым подчеркивается его нерасторжимая связь с этими людьми, огромное влияние на их судьбы. Изображая район Сенной площади, писатель создает атмосферу разложения, безумия, духовной гибели, связанной с оторванностью Петербурга от естественных законов человеческого бытия.
Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»