Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нем сошлись Европа и Россия.
Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города. Преступление и наказание — первый роман русской литературы, в котором кульминация действия происходит в трактирах, на улицах города, в бедных комнатах. В романе проявились противоречия большого капиталистического города.
Я вижу атмосферу бедности, которая угнетает жизнь простых людей. Достоевский очень подробно изображает интерьеры, стремясь показать убогость и нищету быта. Действие происходит летом, но автор никогда не показывает нам красоты города. Я вижу, что в описаниях Петербурга в основном используется желтый, красный, зеленый и серый цвета.
Основной фон романа — это желтый. Этот цвет присутствует в описании обоев и мебели в комнатке старухи-процентщицы. В каморке Раскольникова, «Его комната была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стены обоями…». В квартире Сонечки, в ее комнате «желтоватые, обшмыганные и истисканные обои». «Мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича.
Перстень с желтым камнем на руке Лужина. Как правило, этот цвет ассоциируется с болезнью. Его частое упоминание в романе создает общий нездоровый фон, говорит о болезненной безысходности.
Комнаты петербургских домов сравниваются с гробами. В них задумываются и совершаются убийства. Находясь в комнате Раскольников уверен, что сможет убить человека, а выйдя на улицу, считает свои недавние мысли об убийстве нелепыми и даже смешными.
В произведении царит атмосфера бедности и душевной задавленности. В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбам людей. Человек в этом городе одинок и никому не нужен. В этих условиях у Раскольникова зарождается страшная теория, дающая право людям совершать преступления. Проявляется в полной мере сущность Мармеладова.
Соня, старшая дочь Мармеладова, вынуждена торговать собой, чтобы не умерли с голоду ее близкие. Сходит с ума Катерина Ивановна. Кончает жизнь самоубийством Свидригайлов.
Миколка признается, что в этом городе можно найти все, кроме отца и матери. Этим автор подчеркивает, что город потерял все, ради чего можно существовать. Достоевский — первый писатель, который сумел показать Петербург изнутри, не светскую жизнь высшего общества, а существование петербургской бедноты.
Петербург для Достоевского — это город убийств, ужаса и людского одиночества.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»