• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Образ Петра первого в творчестве А. С. Пушкина

 

Образ Петра первого в творчестве А. С. Пушкина

На протяжении всей жизни А. С. Пушкин очень интересовался личностью Петра Первого, его историческим значением. Поэтому образ Петра Первого довольно часто встречается в творчестве А. С. Пушкина. Проблема оценки этого незаурядного монарха становится в начале XIX века необычайно важной. Одно из первых стихотворений, посвященных петровской теме в лирике А. С. Пушкина, — это стихотворение 1826 года «Стансы».

1826 год — начало правления Николая Первого. Николай Первый еще не был известен, никто с точностью не мог сказать, что их ждет, как он будет править. Пушкинское же стихотворение является своеобразным наказом Николаю Первому. Петр Первый при этом воспринимается А. С. Пушкиным как почти идеальный монарх; соответственно, он ставится Николаю в пример. Форсированный культ Петра Первого, а также параллель Петр Первый — Николай Первый особенно подчеркивают скрытый упрек Александру Первому. .

И как противопоставление следует строфа, начинающаяся словами «то академик, то герой, //То мореплаватель, то плотник…», где изображается весь спектр занятости, деловитости Петра. Практически все стихотворение есть сплошное восхваление Петра. В некоторых отдельных строках слышится недовольство Александром.

Таким образом, в стихотворении появляются два полюса: положительный и отрицательный . Николай в данном случае оказывается наиболее приближен к Петру. Пушкин хочет видеть Николая таким же идеальным монархом, каким был Петр. Последняя строфа заключает в себе прямое наставление Николаю: «Семейным сходством будь же горд; // Во всем будь пращуру подобен: //Как он, неутомим и тверд,//И памятью, как он, незлобен».

Видя сходство в началах царствований Петра и Николая, Пушкин пишет: «…Гляжу вперед я без боязни: //Начало славных дней Петра //Мрачили мятежи да казни…» Можно сказать, что Пушкин прощает Николаю историю с декабристами. Аналогия с началом петровского правления, видимо, оправдывает Николая и дает надежду на «славу и добро». В своей повести «Арап Петра Великого» Пушкин продолжает развивать тему занятости, работоспособности, увлеченности Петра Первого.

Петр в повести привозит Ибрагима в строящуюся столицу, которая «подымалась из болота по манию самодержавия…». Петр принимает участие в постройке города, работает целыми днями. Кроме того, А. С. Пушкин дополняет представление о Петре как о строителе, зачинателе всего нового сюжетом о сватовстве Ибрагима: Петр Первый стремится создать новую семью.

Продолжение петровской темы в творчестве А. С. Пушкина можно найти в поэме «Полтава» . «Полтава» начинается как традиционная романтическая поэма. Но постепенно любовная история отходит на второй план, а романтический герой оказывается однозначным негодяем. После сцены казни романтический мотив исчезает практически бесследно центром же поэмы оказывается описание Полтавской битвы. Петр Первый становится центральной фигурой произведения. Обращает на себя внимание резкая смена интонаций в описаниях Петра и Карла. («Выходит Петр. Его глаза// Сияют.

Лик его ужасен.// Движенья быстры. Он прекрасен.//Он весь как божия гроза…», в то время как «…несомый верными слугами // В качалке, бледен, недвижим, // Страдая раной, Карл явился…».) Возникает ощущение противостояния энергии, динамики Петра пассивности, статике Карла . В описании пира после битвы появляется мотив, который в стихотворении «Пир Петра Первого» станет основным, — это мотив милости Петра: «…В своем шатре он угощает // Своих вождей, вождей чужих, // И славных пленников ласкает…» Значительность роли Петра Первого в поэме подтверждает эпилог.

Через сто лет после Полтавской битвы не осталось ничего «от сильных, гордых сих мужей…». Осталась только история — огромный памятник Петра Первого. Памятник — главное, что есть в эпилоге, главное, что осталось после битвы. Поэтому Петр Первый становится, можно сказать, идеальным героем. В стихотворении 1835 года «Пир Петра Первого» обращает на себя внимание необычность описания событий.

Особенности лексики и специфика размера создают отчетливое впечатление сказочности, баллад-ности всего происходящего. Соответственно, мифологизированной оказывается и фигура Петра. На первый план выходит мотив необыкновенной, сказочной милости Петра. В четвертой строфе стихотворения происходит перечисление всех празднеств, по поводу которых Петр теоретически может устроить пир. Но в пятой строфе раскрывается реальная причина торжества: «…он с подданным мирится;// Виноватому вину // Отпуская, веселится; //Кружку пенит с ним одну».

Событие, из-за которого происходит пиршество, тем самым для Петра настолько же ценно, насколько ценны другие, вышеперечисленные события. А. С. Пушкину, который во второй половине 20-х годов становится ярым государственником и моделирует идеального монарха, очень важна идея отпущения «виноватому вины». Заслуги и подвиги Петра Первого оказываются не более существенны, чем его человечность и демократичность . Мы сознательно идем на нарушение хронологии, рассматривая поэму 1833 года после стихотворения 1835 года. Дело в том, что «Медный всадник» стоит особняком по отношению к остальным произведениям А. С. Пушкина, связанным с петровской темой, где последовательно развивается один и тот же, по сути, взгляд на Петра Первого, здесь же проблема представлена в несколько другом ракурсе.

Если в четырех предыдущих произведениях А. С. Пушкин исключительно восхваляет Петра, то в поэме 1833 года «Медный всадник» впервые появляется вопрос — так ли уж идеален Петр на самом деле? Город Петра Первого стоит на ненадежном месте. Этот город, безусловно, нужен России, государству; но люди страдают из-за опасного расположения Петербурга . И этого достаточно для того, чтобы ценность создания этого города подверглась сомнению.

Личная проблема одного человека способна противостоять общественному интересу. Во время наводнения — подобия конца света для жителей Петербурга — Александр Первый видит в катастрофе волю Божью. Царь не может быть Богом, на что претендует Петр Первый в начале поэмы. В конце первой части появляется слово «кумир» . Кумир в данном случае — ложный Бог, это государственная власть, присвоившая себе божественные прерогативы.

Петр Первый — покоритель стихии в поэме, и образ его ощутимо меняется по сравнению с четырьмя предыдущими произведениями. Казалось бы, Петр становится отрицательным героем, но нельзя забывать о прологе поэмы. Пролог «Медного всадника», мне кажется, выполняет в поэме ту же функцию, какую в «Цыганах» и «Кавказском пленнике» выполнял эпилог.

Историческое обрамление и появляющийся в «Медном всаднике» мотив безусловной, безоговорочной любви к Петербургу дают второй вариант прочтения поэмы. Эти два прочтения заложены А. С. Пушкиным изначально. И он не предлагает выбирать именно одно из этих прочтений.

Вероятно, подобная вариативность определяется самой темой произведения — поэма посвящена трагизму и неразрешимости русской истории. А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопрос, а лишь позволяет читателю увидеть Петра Первого в новом качестве.



Образ Петра первого в творчестве А. С. Пушкина

Другие сочинения по теме:

  1. Тема и образ Петра I возникают в творчестве А. С. Пушкина Для того времени, бесспорно, прогрессивное общественно-политическое значение имело настойчивое обращение Пушкина к образу Петра I. Тема и образ Петра I...
  2. Первая публикация стихотворения «Пир Петра Первого» Стихотворение «Пир Петра Первого» было напечатано на первой странице первого номера пушкинского журнала «Современник». Оно оказывалось своеобразным эпиграфом к «Путешествию...
  3. Творческая история «Пира Петра Первого» Стихотворение это программное для Пушкина последних двух лет жизни (1835-1836). Оно создавалось с учетом исторических разысканий поэта и в то...
  4. Человеческое величие в стихотворении «Пир Петра Первого» Совершенно очевидно, что главное в этой версии — концепция Пушкина, предложенная им современникам и потомкам. В чем ее смысл? Истинно...
  5. Цель стихотворения «Пир Петра Первого» Творческая история стихотворения отсутствует — никто из предлагавших интерпретацию «Пира» не считал нужным заниматься ею. Не установлено и точное время...
  6. Характеристика Петра Первого в одноименном Романе А. Н. Толстого Начиная работу над романом «Петр Первый», Алексей Николаевич Толстой признавался: «На «Петра» я нацеливался давно. Я видел все пятна на...
  7. Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Яркая, колоритная фигура Петра Великого и его эпоха волновали и волнуют воображение художников многих поколений, от Ломоносова до наших дней....
  8. Осмысление исторической противоречивости власти Петра I в трагедиях Пушкина Рисуя Петра I, Пушкин развивал основные мотивы «Стансов» («На троне вечный был работник» и «Самодержавною рукою он смело сеял просвещенье»)....
  9. Образ Петра I в одноименном Романе А. Н. Толстого Образ Петра I поражает своей силой. Она чувствуется, во всем: в росте, в физической мощи, в размахе чувств, в работе...
  10. Образ Медного Всадника в одноименной поэме А. С. Пушкина Название поэмы «Медный Всадник», являющийся памятником Петру I на Сенатской площади Петербурга, говорит о своеобразном подходе автора к освещению истории...
  11. Краткое содержание романа Пушкина «Арап Петра Великого» «В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края для приобретения сведений, …находился его крестник, арап Ибрагим». Раненый в...
  12. Размышления о творчестве Петра Кожевникова Писатель — основной хранитель слова, которое «было вначале», посему он, писатель, наиболее близок к вечности. Его основное предназначение — воспроизведение...
  13. Историческое произведение из эпохи Петра I «Полтава» В «Полтаве» Пушкин снова обратился к излюбленному жанру, ставшему ведущим поэтическим жанром литературы 20-х годов,- жанру стихотворной поэмы. Однако новая...
  14. Черты реалистической эстетики в творчестве Пушкина Свобода выбора, свобода совести при произнесении приговора — все это детерминистские реалистические требования. Критики часто говорили о вкусе. Каждый понимал...
  15. Образ Мазепы в поэме Пушкина «Полтава» В биографии Мазепы Пушкина особенно поразили эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни ее отца. Рылеев, сосредоточивший внимание на политической...
  16. Русский характер и изображении А. Н. Толстого («Петр I», «День Петра», «На дыбе») В 1930 г., подводя творческие итоги первого десятилетия советской литературы, М. Горький специально указывал на ее успехи в историческом жанре....
  17. Анализ эпизода «Первая непринужденная беседа Петра Гринева с Емельяном Пугачевым» Повесть «Капитанская дочка» была написана в очень сложный для Пушкина период жизни — 1833-1836 годы. Ей предшествовала статья «История Пугачева»,...
  18. Образ Пушкина в стихотворном цикле «Тема с вариациями» Центральное положение в образной системе цикла занимает образ Пушкина, явно или скрыто присутствующий во всех стихотворениях цикла, кроме последнего. Образ...
  19. Интерес к русской истории у Пушкина Интерес к русской истории привел Пушкина еще в пору южной ссылки к изучению политики русских самодержцев XVIII века. Первые выводы...
  20. Типический образ героя-современника в произведениях Пушкина Субъективно-романтический метод изображения «главного лица» вступал в противоречие с замыслом Пушкина — воспроизвести типический образ героя-современника, ибо нельзя создать объективный...
« Лирика дружбы у Пушкина
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения