Образ Родины в лирике С. Есенина
Поэзия Сергея Есенина отличается от творчества других поэтов этого же периода. Он не шел следом за модой, его стихи нельзя отнести ни к символизму, ни к акмеизму… Даже недолгое увлечение Есенина иммажинизмом не ставит его рядом с другими поэтами. В русскую литературу Есенин вошел как «последний поэт деревни», поэт-крестьянин. А что самое главное для крестьянина?
Его земля. Поэтому тема Родины стала для него и целинной, и знакомой до боли одновременно. Первые стихотворения, помеченные 1910-м годом, навеяны детскими воспоминаниями.
Поэт рисовал, прежде всего, красоту родных просторов. И вся природа у него одушевленная: березки уподобляются девушке, месяц — ягненку, который «гуляет в голубой траве». Вместе с тем, образ природы строится в его стихах на ассоциациях из деревенского быта , а жизнь человека раскрывается обычно через его соседство с природой: С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Также стихи раннего творчества связаны, прежде всего, с традициями устного народного творчества. Вообще, свой творческий путь он и начал с подражания фольклору, особенно ярки его параллели с частушками.
Отсюда особая мелодичность стихов, строфы-двустишия. К середине 1910-х годов в творчестве Есенина намечается интересная тенденция: он начинает активно использовать цвет для передачи оттенков настроений лирического героя, к тому же активно работает над строением стиха. Вот характерное для этого периода стихотворение: О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины, Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины… …Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру. Но с течением времени поэт начинает выходить за пределы интимной лирики. Теперь Есенин рисует не только личные переживания, но и судьбу всей России.
Случилось это во времена великих бурь революции. Как поэт своей родины, он не мог оставаться в стороне от этих событий. Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархального строя на лад современной машинной техники, он болезненно воспринял это.
Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже машинизация села — все это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной воображением поэта, патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого. Теперь Родина для него не только деревня и ее природа, это и новый герой, теперь также неотъемлемо связанный с Россией, — город.
Например, стихотворение «Я последний поэт деревни»: На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Это и другие произведения построены на композиционном приеме — антитезе. Постоянное противопоставление деревни и города, причем деревня выступает как источник добра, благодати, а город — проклятый, «железный гость».
Свои страхи и наблюдения над новой Родиной Есенин ярко выразил в стихотворениях «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая». Я человек не новый! Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою.
Отказаться от своих корней Есенин не мог. Поэтому именно в это время для его лирики характерна условная религиозная символика. Взять хотя бы маленькую поэму «Сорокоуст» . Теперь религиозные образы стали источником вдохновения: «у лесного аналоя воробей псалтырь читает», «закадили дымом над росою рощи».
Лирическим героем некоторых стихов того периода стал странник, идущий на богомолье. Образ Родины и чувство Есенина к ней были многогранны. Для него Россия — это и природа, одухотворенная одним дыханием и памятью поэта, и деревня, как символ прошлого и благодати на земле, и город, страшный и железный, но все же родной, так как является частью Родины, и народное творчество, как вместилище мудрости предков, и молитва, неотъемлемая от деревни.
Все это Есенин пережил и осознал, поэтому, читая его произведения, мы можем воскресить в нашей памяти точно такие же образы.
Образ Родины в лирике С. Есенина