Образ Родины в творчестве А. Блока
На мой взгляд, смело можно сказать, что А. А. Блок — поэт одной темы. Все творчество этого художника, так или иначе, посвящено теме и образу Родины — России. Хрестоматийным является ответ Блока на просьбу прочитать что-то из его сочинений о родной стране — «Это все о России». Именно поэтому, чтобы полно охватить данную тему, следует рассматривать все периоды творчества поэта.
В ранней лирике Блока тема России тесно связана с образом Прекрасной Дамы. Этот образ олицетворяет Вечную Женственность — то, что, по мнению поэта, увлекавшегося в ту пору философией В. Соловьева, может спасти Россию. В цикле «Стихов о Прекрасной Даме» мы наблюдаем неудовлетворенность молодого поэта действительностью, видим его страстное желание внести в окружающую реальность гармонию: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.
Стоит заметить, что этот цикл — сугубо символистский, романтический, никак не связанный с социальной проблематикой, реальными жизненными проблемами. Молодой поэт ощущает себя выше всех этих «земных неустройств», он хочет решить вопрос «глубже, серьезнее», в иных сферах. Но, по мере взросления Блока-человека, происходит и взросление Блока-поэта. Уже в следующем стихотворном цикле он обращается к социальной проблематике — в его произведениях начинает резко звучать критика социального устройства России, «зверской» психологии «хозяев жизни» и сочувствие к обездоленным. Характерными в этом плане являются стихотворения «Фабрика» и «Сытые».
В «Фабрике» поэт создает мистический образ завода-монстра, поглощающего человеческие жизни: «Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине». «Сытые» продолжают эту тему, раскрывая точку зрения поэта на тех, кто «вершит судьбы» народа , а также на вопрос изменения существующего порядка вещей: Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать. И опять Блок возлагает надежды о перерождении мира на красоту, которая, по его глубокому убеждению, должна спасти мир : «И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль». Дальнейшее творчество Блока, на мой взгляд, это все больший отход от абстракции, отвлеченных рассуждений и попытка жить в реальном мире российской действительности, видеть и решать насущные проблемы.
Знаковым в этом отношении является стихотворение 1907 года «О, весна без конца и без краю…», в котором Блок провозглашает свое «да»: Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов!
Поэт, повернувшийся «лицом» к существующей реальности, очень остро переживает все конфликты и социальные противоречия окружающей жизни. Подтверждение тому — стихотворение «На железной дороге», в которой резким контрастом звучит прелесть молодости, жажда жизни, растоптанная безжалостной жизнью: «Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена — все больно». Своей кульминации тема России в творчестве Блока достигает к 1908 году — к моменту создания цикла «Родина». В него входят шедевральные произведения поэта — стихотворения «Россия», «Коршун», «Да, так велит мне вдохновенье», исторический цикл «На поле Куликовом».
В них Родина представлена как верховная, высшая ценность, которой подчинено и посвящено все в жизни лирического героя. Куликовская битва в восприятии поэта — это символическое событие, которому суждено возвращение. Личная судьба лирического героя отождествляется здесь с судьбой Родины, герой готов погибнуть за Россию. Его мучает вопрос: «Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?» Но в стихах цикла ощутима и надежда на победное и светлое будущее. Другой знаменитый образец патриотической лирики Блока — стихотворение «Россия». Образ родины в восприятии лирического героя напоминает о прежних воплощениях его идеала. «Нищая Россия» наделена в стихотворении человеческими чертами: «Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!» Важнейший мотив стихов о Родине — мотив пути, общий для героя и его страны честный путь с «широко открытыми глазами» : На непроглядный ужас жизни Открой скорей, открой глаза, Пока великая гроза Все не смела в твоей отчизне… Финальным произхведением Блока о Родине можно считать, на мой взгляд, его поэму «Двенадцать».
Здесь художник провозглашает итог своих размышлений, философских и социальных раздумий. Этот итог можно считать оптимистическим — в «Двенадцати» звучит вера поэта в человека, в его разум, в душу, в счастье: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос. Таким образом, образ России в поэзии Блока глубок и многоаспектен.
Он «вмещает» в себя размышления о многих проблемах этой страны — о ее народе, истории, об особенностях русского национального самосознания. Патриотическая тема тесным образом связана у поэта с проблематикой «страшного мира», с любовной лирикой и т. д. Кроме того, в развитии образа Родины Блоком прослеживается глубокая литературная традиция — связь с поэзией «золотого века» . Но, безусловно, решение этой художественной задачи у поэта глубоко самобытно.
В его представлении связь с родиной — глубоко интимная связь, именно поэтому только в его лирике встречаются сближения России с женой, возлюбленной, Богородицей…
Образ Родины в творчестве А. Блока