• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

 

Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» рисует целую галерею русских помещиков и чиновников. Тех, кого писатель называл «мертвыми душами», мертвыми, потому что они не способствуют продвижению России вперед, а тормозят ее развитие, потому что своим паразитическим существованием умертвляют все то, что есть лучшее в России, в том числе, душат русский народ. Автор изобразил в поэме два облика России: поместно-бюрократическую Русь и народную. Правящему сословию — помещикам и чиновникам — Гоголь противопоставляет Россию народную. Образ Руси неразрывно слит с народом.

С ним у автора связано представление о вольности, богатырстве, талантливости русского человека. Главный герой Чичиков колесит по городам и весям необъятной Руси, встречается с различными людьми, договаривается о сделках. А за ними следует и «немолчно» раздается «тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине», «от моря и до моря», песня. Это голос самой России, той самой живой крестьянской Руси, чьи беды и радости «вьются непостижимо» около сердца.

Вот, например, гуляет ватага бурлаков: «хороводы, песни, кипит вся площадь». А настанет время, уйдут с первыми судами бурлаки и «дружно, как прежде гуляли и бесились», примутся «за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». Описание бескрайности просторов, на которых трудятся мужики, бесконечности песни, под звуки которой они рождаются, женятся и умирают, переходят у Гоголя в рассуждения о будущем народа: «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» Здесь мы видим восхищение автора бескрайними полями и степями, бесконечными дорогами России. Гоголь не отделяет помещиков и чиновников от народа. И Манилов, и Собакевич, и Плюшкин, и Коробочка; и Петрушка с Селифаном, и два мужика, спорящие, доедет ли колесо до Москвы, — часть русского народа.

Но не лучшая часть. Истинный образ народа видится в описании умерших крестьян, ими восхищаются и автор, и Чичиков, и помещики. Их уже нет, но в памяти людей, их знавших, они приобретают былинный облик. И сам Павел Иванович, разглядывая списки купленных крестьян, словно видит их наяву, и каждый мужик получает «свой собственный характер». «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной» — читает он и начинает представлять: «А!

Вот он… тот богатырь, что в гвардию годился бы!» Дальше говорит о том, что Степан исходил с топором все губернии, съедал хлеба на грош, а в поясе приносил рублей по сто. На протяжении нескольких страниц знакомимся мы с разнообразными судьбами простых людей. Мы видим русский народ полным сил, талантливым, живым, бодрым. С восторгом говорит писатель и о живом, метком русском слове, что вырывается из-под самого сердца. Но поэма Гоголя — произведение не только о русской природе, русском характере, неугомонной крестьянской Руси.

Это произведение о России в ее включенности в общеевропейскую жизнь. Гоголем упомянуты практически все европейские страны, но они подчинены общему юмористическому тону повествования. «Дерзкие нивы» Италии противопоставляются скудной природе равнинной Руси; об Англии мы вспоминаем, когда видим в усадьбе Манилова разбитые по-английски клумбы или читаем замечания о «птичьем языке» англичан. Франция и французы, их мода и кухня не сходят с уст городских модниц и гурманов.

Здесь же мы видим немца с его «умнохудощавым» словом, «жидкостной натурой», аккуратностью и деревянным терпением. Разумеется, только острому уму доступны эти меткие наблюдения. Гоголь рисует будущее России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» И образ страны-тройки сливается с образом мастера, подготовившего «дорожный снаряд».

Гоголь видит Русь великой, указывающей путь другим, видится ему, как обгоняет Русь иные народы и государства, которые «косясь, постораниваются и дают ей дорогу». Образ стремительно летящей вперед по бесконечному пространству тройки передает устремленность в будущее, чувство простора, воли, движения, широты размаха и удали русского характера. Хочется верить, что слова писателя окажутся пророческими, и «поднимутся русские движения… и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…»



Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Другие сочинения по теме:

  1. Что в поэме «Мертвые души» утверждает образ Руси-тройки? В. Г. Белинский назвал поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души» «творением, выхваченным из тайника народной жизни, творением глубоким по мысли,...
  2. Образ России и народа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы,...
  3. Образ Руси и русского народа в поэме «Мертвые души» Даже величайший гений недалеко бы ушел, если бы он захотел производить все из самого себя… Если есть в нас что-либо...
  4. Образ народа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Я думаю, на всей территории бывшего Советского Союза не найдется ни одного человека, не знающего имени Н. В. Гоголя. Его...
  5. ОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее...
  6. Две России в поэме Н. Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «живые» души В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча!...
  7. ДВЕ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча!...
  8. «Русь народная» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» «Мертвые души» — гениальное произведение русской и мировой литературы, написанное в 1841 году. В нем нашли отражение наиболее важные черты...
  9. Народ в поэме Гоголя «Мертвые души» Россией времен Гоголя правили помещики и чиновники, подобные героям «Мертвых душ». Понятно, в каком положении должен был находиться народ, крепостное...
  10. «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Мертвые души Гоголь Н. В «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя:...
  11. Сочинение Образ Чичикова в поэме Мертвые души Гоголя Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер...
  12. Россия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» «Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа…» Н. В. Гоголь Почти у каждого писателя есть произведение, которое...
  13. ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Работу над поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя «…...
  14. Образ и Характеристика Манилова в поэме Мертвые души Гоголя Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин. Манилов — человек знатный. Сначала вроде думаешь, что он милый...
  15. Образ и характеристика Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя Михайло Семенович Собакевич — один из помещиков поэмы Гоголя «Мертвые души», к которому направился главный герой. После посещения Ноздрева Чичиков...
  16. Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Счастлив писатель, который мимо Характеров скучных, противных, Поражающих печальною своею Действительностью, приближается к Характерам, являющим высокое Достоинство человека. Н. Гоголь....
  17. Образ птицы-тройки в поэме «Мертвые души» «Мертвые души» не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются...
  18. Думы о России в поэме Гоголя «Мертвые души» Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься… Гоголь …Гоголь возвращался на Родину, Позади осталась Европа, впереди...
  19. Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова Поиски. Глубины. Дороги… Вечная тема пути. Две поэмы-эпопеи: «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н....
  20. Образ Собакевича в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Основная мысль бессмертной поэмы «Мертвые души» — изображение российской действительности XIX века: невежественные помещики и чиновники, тяжелая участь простого народа,...
« Предметный мир в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Этюд от лица неодушевленного предмета »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения