• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Образ семьи Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

Образ семьи Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько они находятся в зависимости от общих условий жизни. Писарев Д. Н. Борьба за жизнь. Тема «униженных и оскорбленных» — одна из основных тем творчества Ф. М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» изображение мира «униженных и оскорбленных» занимает ведущее место. Все действие произведения происходит в бедных районах Петербурга, отличающихся нищетой, грязью, отвратительными запахами: «жара… страшная»; «духота, толкотня»; «нестерпимая… вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество»; «пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время».

Обитатели «бедного Петербурга» очень разные, у каждого их них своя судьба и своя история, однако всех их отличает безысходность, надорванность, неверие в себя и в жизнь. Они, в полном смысле слова, «униженные и оскорбленные». Типичным примером таких людей является семья Мармеладовых. Ее глава — Семен Захарович Мармеладов — отставной чиновник, когда-то существовавший довольно благополучно. Однако со временем он полностью опустился — в социальном и нравственном смысле, превратился в жалкого и беспомощного человека, отбирающего у своей семьи последнюю копейку, живущего за счет «падения» своей дочери.

Даже внешность героя, с которым Раскольников знакомится в распивочной, заключает в себе дисгармонию: «Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Мы узнаем, что порок Мармеладова заключается в его страшном пьянстве, из-за которого он лишает последнего куска хлеба своих маленьких детей и больную жену. Герой пропивает буквально все: свои башмаки, косынку и чулки Катерины Ивановны, последние тридцать копеек, выпрошенные у его дочери Сони, которая, из-за ужасающего материального положения семьи, вынуждена была «пойти по желтому билету».

Семен Захарович осознает, что на нем лежит вина и за падение дочери , и за болезнь жены, и за отсутствие будущего у детей: «…осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?» Однако, безмерно страдая, он не может что-либо изменить. Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».

Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно — Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека. И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди «нормальных».

Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: «В бедности, — говорит он Раскольникову, — вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было…» И человек перестает уважать самого себя: «И отсюда питейное». А это уже верный признак деградации личности, потери своего нравственного и морального облика.

Недаром сам Мармеладов говорит, что он давно уже скот, «звериный облик имеет». Но, что самое страшное, нищий человек лишается поддержки и уважения в собственной семье. Так, потеряв место титулярного советника, Семен Захарович окончательно лишился уважения своей жены.

Именно тогда он «сорвался» после долгого периода воздержания и «пустился во все тяжкие». Мармеладов страдает от своего «скотского» положения, однако изменить что-либо не в силах. Этому человеку нужна поддержка — уважение и сострадание: «Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели».

Однако в мире «униженных и оскорбленных», где царит равнодушие и злоба, это невиданная роскошь. Именно поэтому Мармеладов опускается все ниже, отсюда, как мне кажется, и черты безумия в его облике: «Что-то было в нем очень странное; …был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Его единственный выход — это смерть. И этот герой, следуя логике своего характера, гибнет, пьяный, под копытами лошади. Трагична и судьба жены Мармеладова.

Катерина Ивановна — женщина благородного происхождения, повторно вышедшая замуж за Семена Захаровича. Прекрасно образованная, гордая, тщеславная, она вынуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. Все это толкает героиню на бессмысленный бунт, скандалы, которыми она, однако, усугубляет свое и без того бедственное положение.

В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки. Погибла бы, по крайней мере, нравственно, и дочь Мармеладова — Соня. Ведь она была вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью. Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно погружаться, от того унижения, что она терпит. Однако от безумия и самоубийства ее спасает вера в Бога и сострадательная любовь к близким Таким образом, на примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей.

По Достоевскому, буржуазное общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души.



Образ семьи Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Другие сочинения по теме:

  1. Семья Мармеладовых и ее роль в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание — одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об...
  2. Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»; Преступление и наказание Достоевский Ф. М Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но...
  3. Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и в романе Л. Толстого «Война и мир» Два величайших писателя — Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой — почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого,...
  4. Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но кто из них кто — не всегда отличишь с...
  5. Образ времени в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 60-е годы XIX века во время формирования нового буржуазного общества....
  6. Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» В романе Достоевского «Преступление и наказание» тема Петербурга самым тесным образом связана с темой «униженных и оскорбленных». В романе представлен...
  7. Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя....
  8. Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ты сам — свой Бог, ты сам — свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней,...
  9. «Бедные люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В статье «Забитые люди» Н. А. Добролюбов писал: «В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или...
  10. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Если Родион Раскольников — носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом...
  11. Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Преступление и наказание Достоевский Ф. М Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского...
  12. Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский — великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над социальным, философским и психологическим романом...
  13. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Мимо меня по улице шел «маленький» человек. Не маленький ростом, а человек забитый, тихий, бедно одетый. Обращу ли я на...
  14. Анализ эпизода «Смерть Мармеладова» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Смерть Мармеладова, «отставного титулярного советника», описывается в седьмой главе второй части романа «Преступление и наказание». Главные участники эпизода — сам...
  15. Тема «униженных и оскорбленных» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Роман «Преступление и наказание» — это психологический анализ преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако речь идет...
  16. «Униженные и оскорбленные»; в романе «Преступление и наказание»; Ф. М. Достоевского Сочинения по литературе: «Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» — одно...
  17. Есть ли наказание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Ф. М. Достоевский — глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души»....
  18. «Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти...
  19. Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Все уровни организации художественного текста «Преступления и наказания» подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Раскольникова о...
  20. Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Груда мертвых камней, Где человеку некуда идти. Ф. М. Достоевский Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже...
« Массовая литература: . в рамках и за рамками жанров
Test «The USA» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения