• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Образ Снежной королевы в сказке Г.-Х. Андерсена

 

Образ Снежной королевы в сказке Г.-Х. Андерсена

Сказки Андерсена являются единственными датскими произведениями, вошедшими в мировую литературу. Время не лишило их жизненной силы, и они пересекли все национальные границы. Из богатого литературного наследия датского писателя можно насчитать не менее десятка сказок, о которых не слышал разве что глухой. Но если на Западе безусловным фаворитом этого хит-парада является «Русалочка», то у нас явно лидирует «Снежная королева». Важно отметить, что в нашей стране предлагается «сокращенный», а точнее, искаженный текст сказки «Снежная королева», где вырезана вся религиозно-христианская тематика.

Это не просто обедняет сказку, а по существу сводит на нет то богатейшее идейно-художественное содержание, которое вложил в нее писатель. В сказках Андерсена мы попадаем в мир оппозиций — лета и зимы, добра и зла, внутреннего и внешнего, смерти и любви, щедрости и жадности, забвения и воспоминания… Для Андерсена «Снежная королева» была сказкой его жизни: когда его отец умирал, его последними словами были: «вот идет Ледяная Дева и она пришла ко мне», когда же ребенок стал звать отца, мать удержала его: «не плачь, бесполезно звать его, он умер, Ледяная Дева унесла его». Образ Снежной королевы неоднократно встречается в скандинавском фольклоре.

Чаще всего ее именуют Ледяной Девой. Странный и загадочный образ холодной бесчувственной владычицы холода, по всей очевидности, заимствован писателем из северных мифов, которые как раз тогда благодаря изысканиям немецких исследователей, были широко впущены в культурный оборот. Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма — классические персонажи северного фольклора.

Это жутковатая и прекрасная повелительница холода, вьюг и льдов «была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая!». Царство Снежной королевы возможно представить как образ некоего загробного мира — известно, что за пример Андерсен не брал ни одной из концепций жизни после жизни — чертоги Снежной Королевы полностью являются плодом его воображения. Героиню окружают символы смерти, безжизненные пространства. «Холодно, пустынно, мертво» в саду Снежной королевы: северное сияние, вечные льды и снега. «Веселье никогда не заглядывало сюда!». Владения Снежной королевы не доступны солнечным лучам.

Солнце как источник жизни, тепла и света обожествлялось всеми народами мира. Датчане необычайно шумно и весело отмечали день летнего солнцестояния — йонсок, в ночь с 23 на 24 июня по всем датским деревням пылали костры, вокруг которых молодежь водила хороводы, и скрипачи играли всю ночь без перерыва. В Скандинавии в эту праздничную ночь в пламени костра сжигали человекоподобное чучело.

Исследователи считают, что это языческий символ зимы и смерти, пережиток языческой церемонии победы света над тьмой. Когда Кай попадает в царство Снежной королевы, живые, оставшиеся дома, считают его умершим, утонувшим: «Наконец порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом». В мифологических песнях скандинавских народов — смерть названа «долгой поездкой», «поездкой смертельной».

В похоронных обрядах отразилось представление о долгом пути в мир мертвых. Представление об ином мире, также связывается с образом реки — ее необходимо переплыть, она является границей между миром живых и мертвых. В «Снежной королеве» нашла отражение мысль о дальней стране, как месте обитания умерших.

Чтобы попасть в нее, Каю приходится много дней и ночей лететь по поднебесью: «…они летели над лесами и озерами, над морями и твердой землей… а над ними сиял большой ясный месяц». Герда идет в царство Снежной королевы не один год. Путь Герды в царство смерти долог и труден.

Знаменательно, что начинается он путешествием вниз по реке. «Может быть, река несет меня к Каю?» — думает Герда Поцелуй живого в фольклоре осмысливается как приобщение к миру живых. Аналогично и поцелуй мертвого должен приобщать к миру мертвых. В сказке Андерсена важную роль играет поцелуй Снежной королевы: «Королева поцеловала Кая еще несколько раз — и он забыл маленькую Герду, бабушку и все родное», «…Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних». Разные переводы «Снежной королевы» дополняют друг друга, помогая понять мысль Андерсена, идущую из фольклора. Все дорогое и родное, оставшееся дома, в мире живых забывает душа умершего в стране смерти.

По возвращении в мир людей забывается все, что было во владениях Снежной королевы: «холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон». Здесь мифологический мотив получает новое осмысление — в любви и счастье забываются все невзгоды. В «Снежной королеве» также отмечено, что, побывав в мертвом царстве, герои повзрослели: «Но, проходя низенькую дверь, они заметили, что успели за это время сделаться взрослыми людьми».

У Андерсена мотив взросления обретает нравственный смысл: дети становятся старше, когда на их жизненном пути встают суровые испытания; преодолевая их, взрослеет Герда — долгие и трудные искания выпали на ее долю, холод и смерть побеждает она, чтобы спасти любимого человека, найти любовь и счастье. Но и повзрослев, Герда и Кай сохраняют детскую чистоту сердец: «…так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою». Кай и Герда отправились в царство смерти добровольно — то, что, вернувшись, из этого путешествия, они обнаружили себя взрослыми, говорит за то, что это был некий ритуал — поход за пределы жизни с целью родиться заново для нового, взрослого существования. Значит, физическая их оболочка смогла совершить такое путешествие — за порог смерти и обратно только пока физически они оставались детьми.

Теперь же их ждет судьба всех живущих безгрешно — вернуться, вновь переступить этот порог они смогут лишь после смерти. Мотив — живой возвращает умершего в мир людей — часто встречается в сказках, мифологических рассказах, обрядовом фольклоре. В творчестве Андерсена часто встречается христианская символика. «Герда начинает читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман.

Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки… Когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион». В дальнейшей истории Герды мы снова и снова встречаем символику христианства, от молитвы, которой Герда усмиряет снежную бурю на своем пути, до рыбы, несущей послание старой лапландки. Снежная королева — воплощение неосердеченного ума, главная ценность в ее королевстве — ледяной и абсолютно правильный разум. В чертогах Снежной королевы также находится то, что по ее представлениям, является совершенством, — зеркало разума. «Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого сверкало замерзшее озеро…

Посреди озера восседала Снежная королева, когда была дома, она называла его зеркалом разума, самым совершенным зеркалом в мире». В сказке Андерсена Снежная Королева предстает как демоническая, хотя и привлекательная, сила. Но это сила холодного разума и совершенной замерзшей красоты. Недаром преображенный Кай лишается всех человеческих чувств, и даже когда от страха хочет прочитать «Отче наш», в голове его вертится лишь таблица умножения. Единственное, что может восхищать Кая — это застывшие правильные геометрические формы.

Он топчет розы и при этом увлеченно рассматривает в лупу снежинки «Посмотри, как искусно сделано! — сказал Кай. — Это куда интереснее, чем настоящие цветы. И какая точность! Ни одной кривой линии. Ах, если бы только они не таяли!» . В осмыслении Андерсена страна смерти, подвластная Снежной королеве, — мир мертвого, чистого разума, абсолютных идей, абсолютного совершенства. Кай, хочет познать вечность, мечтает приблизиться к воплощению чистого разума и разумной красоты.

Но «что значит знать?» — Фаустовский вопрос, решаемый Андерсеном. Мир невозможно постичь без любви, самопожертвования, осознания глубокой душевной связи всего живого. Поэтому, Андерсен прекрасной, но безжизненной Снежной Королеве противопоставляет Герду — символ жизни и горячей любви. И Герда, которая не знала арифметики и дробей, внесла высшее, подлинное знание сердца в холодные чертоги смерти, абсолютного разума — и слово «вечность» само сложилось из льдинок, вечность сама открылась Герде и Каю. Только бескорыстная, горячая любовь Герды освобождает, «выручает» его из плена ледяного царства, иначе говоря — из тисков душевного холода и очерствения. «Зеркало разума» расколото, оно — как подобие дьявольского кривого зеркала, разбившегося в начале сказки, как символ ущербности абсолютной логики.

Андерсен все же романтик, и к тому же человек христианской культуры, а с другой стороны, как известно, в сказке не может быть плохого конца.



Образ Снежной королевы в сказке Г.-Х. Андерсена

Другие сочинения по теме:

  1. Варианты сочинение по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» Вариант 1. Тема — Занозы зеркала тролля. По сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Сказка о Снежной королеве — моя...
  2. Образ Герды в сказке Андерсена «Снежная королева» Самые лучшие это те сказки, которые запоминаются надолго. Для меня такой сказкой стала «Снежная королева» Г. К. Андерсена. Особенно понравилась...
  3. Вариант сочинения по сказке Андерсена «Снежная королева» Победа любви и добрая над злом — главная тема сказки Андерсена «Снежная королева». Известный сказочник утверждает, что сила любви и...
  4. Краткое содержание сказки Андерсена «Снежная королева» Жил-был злой тролль. Однажды он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, а все негодное и...
  5. Приключения Герды в поисках Кая Во всех сказках датского сказочника X. К. Андерсена побеждают добро, любовь, верность, искренность. Герои его сказок отважны, бесхитростны, поэтому, пройдя...
  6. Герда разыскивает своего друга. Сочинение по сказке «Снежная Королева» Легко вообразить, что ощущала Герда, когда видела, как ее сверстница, маленькая разбойница, щекочет по шее северного оленя острым ножом. Девочку...
  7. Вопросы и ответы к сказке Г. Х. Андерсена «Калоши счастья» Как вы поняли название «Калоши счастья» до и после прочтения сказки? Счастье не в том, что калоши могут перенести тебя...
  8. Золотая медаль Г. К. Андерсена По завещанию писателя, 1 000 талеров должна была получить «школа бедняков», кроме этого, он основал фонд «Стипендия Г. К. Андерсена»...
  9. Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать! Сочинение по сказке Ганса Кристиана Андерсена «Снежная королева». До конца своей жизни Ганс Кристиан Андерсен сохранял две ценнейшие вещи —...
  10. ЕСЛИ В СЕРДЦЕ ПОПАДАЮТ ЗАНОЗЫ ТРОЛЛЯ (Г. Х. Андерсена «Снежная королева»). Сказка о Снежной королеве — моя любимая сказка Г. К. Андерсена. Я читала ее много...
  11. Что рассказала маленькая разбойница. Произведение по сказке «Снежная Королева» С раннего детства мне нравились жестокие забавы. Мне нетрудно было пощекотать ножом северного оленя. У меня жила добрая сотня голубей....
  12. Почему мне нравятся сказки Андерсена Под пером Андерсена возникали сказки с двойным адресатом: увлекающей фабулой — для детей, а глубиной содержания — для взрослых. Это...
  13. Объединение бытового и фантастики в сказках Андерсена Андерсен писал легко. Даже большие истории рождались всего за одну ночь, больше всего — за два дня. Однажды его знакомый...
  14. Урок для 3 класса по теме: «Обои в твоем доме. Дизайн-проект «В гостях у Королевы Осени»» — скачать бесплатно МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА По программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» Тема: Обои в твоем доме. Дизайн-проект «В...
  15. Мое впечатление от сказки Г. К. Андерсена «Снежная королева» Я вообще люблю сказки, а здесь в одной сразу несколько — и все разные. Вот волшебная сказка о злом тролле,...
  16. Сценарий «Новый год у Андерсена» для целого класса Сцена 1 Елка. Камин. Большая книга. Одиноко сидит Андерсен. Андерсен Я — сказочник. Вся жизнь моя — как книга. Вот...
  17. Краткое содержание сказки Андерсена «Огниво» Возвращаясь домой, солдат встретил колдунью. Та направила его в дупло, где в трех комнатах из трех сундуков, охраняемых страшными собаками,...
  18. В чем же главное содержание сказок Андерсена? Прежде всего, в вере во всепобеждающую активную силу добра, в стремлении показать самое существенное, самое настоящее в человеке во влюбленности...
  19. Образ Цахеса в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» Образ Цахеса, как думают исследователи творчества Гофмана, мог быть навеянный писателю рисунками Жака Калло, в коллекции которого была целая серия...
  20. Образ главного героя в сказке сказки «Конек-Горбунок» Сила сказки в глубоко жизненном раскрытии образа Ивана. В нем выразилась самая суть сказочной истории, вся полнота реализма Ершова. С...
« Активизация познавательной деятельности на уроках украинского языка
Наполеон в романе «Война и мир» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения