Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
…Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. В. Г. Белинский. В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения гения русской литературы, любимого поэта миллионов Александра Сергеевича Пушкина. Хочется снова и снова возвращать к пушкинскому слову и к его замечательному роману в стихах «Евгений Онегин», где изображенная молодежь XIX столетия. Есть очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она имела настолько живой вид, что казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви до своего чудесного создания. Ведь в ней он воплотил свое тайное представление о женской красоте, вложил свою душу. И наказывался, что никогда не станет эта мраморная девушка живой.
Эта странная любовь была настолько сильной, что боги оживили камень. Очевидно, что в искусстве возможное такое чудо, когда художник, в самом деле захватывается своим собственным творением. Наверное, и Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», любовался замечательной девушкой, которая оживает под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно признается: «…я так люблю Татьяну!..», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…».
Эти образы будут вечно беспокоить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересные и привлекательные. Маша Троекурова, Мария Гавриловна из «Метели». Но наиболее «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина. В романе мы встречаемся с ней в имении ее родителей. Село Лариных, как и Онегина, конечно, тоже «волшебный уголок», которые попадаются в средней полосе России. Пушкин немало раз подчеркивает, как Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Русская природа, сказки, няньки, старинные обычаи, которых соблюдают в семье, и сделали Татьяну «русскою душой». Татьяна во многом похожая на других девушек. Так же » верила пересказам простонародной старины, и снам, и гаданию на картах», ее «беспокоили приметы». Но уже из детства в Татьяне было немало такого, что выделяло ее среди других, она даже «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Она, мало игралась с детьми, не занималась рукоделием. Из ранних лет она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизням. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства — качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящены роли книг. Так Пушкина подводит нас к пониманию того, что Татьяна — натура поэтическая, приподнятая, одухотворенная. А разве такая может не нравиться? По душе автору и откровенность, прямота его героини. Хотя девушке признаваться в любви всегда считалось неприличным, Татьяну тяжело осуждать за это. Поэт спрашивает:
За что же виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит собственной мечте?
Мы не можем не заметить и постоянства характера Татьяны, присущ ей из раннего детства. А когда она становится знатной дамой, то с грустью и тугой упоминает давняя сельская жизнь «…волнение мира ненавидит; ей душно здесь… она мысленным взором польется к жизни полевого». И любовь к Евгению Татьяна, как и раньше, бережет в души. Нельзя не отметить еще одного места, которое раскрывает отношение поэта к его «милому идеалу».
Она была нетороплива, Не холодная, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех…
Пушкин, «настоящий гений» в науке «страсти нежной», хорошо знал женскую натуру. И в его произведениях появляется тот обобщающий портрет девушки, которой он предоставляет преимущество. Главные ее черты — благородство и верность супружеской обязанности. Мария Троекурова, что принесла любовь в жертву святости брака. Мария Гавриловна, которая отвечает отказом всем почитателям, так как случай повенчал ее с неизвестным офицером. Мария Миронова, которая не отреклась своего опального жениха и сумела попасть ради его спасения к самой царице. В конце концов, Татьяна, которая, любя Онегина как и раньше, решительно отвечает отказом ему:
Но я второму отдана, И буду век ему верна.
Минуют эпохи, изменяются мода, увлечение, общественные условия и законы, но всегда будут в почете те душевные качества, которые делают Татьяну Ларину и других «пушкинских девушек» милыми и привлекательными: благородство, чистота, верность. Татьяна Ларина открыла собой галерею прекрасных образов русских женщин, морально безупречных, верных обязанности, которые ищут глубокой содержательной жизни.
Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»