• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Образ «вечного студента» Трофимова в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

 

Образ «вечного студента» Трофимова в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Особое место среди персонажей комедии «Вишневый сад» занимает Петр Трофимов. Он — бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской, разночинец. Отец его был аптекарем.

Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, он вечный студент, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать». Герой красиво проповедует веру в непременное наступление лучшего будущего и личную свободу, потому что «человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

Трофимов обличает «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая в большинстве своем ничего не ищет и не способна к труду. Как и Гаев, он склонен к декламации, не думая, что в категоричности некоторых своих суждений попросту смешон. О своих отношениях с Аней Петя говорит, что они выше любви: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни.

Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» Опять же, как и Гаев, Трофимов призывает Аню верить ему, потому что предчувствует счастье. Раневская не без основания упрекает героя в душевной близорукости, когда он, утешая ее, говорит, что нет никакой разницы, продано имение или не продано. Она точно подмечает, что Петя только говорит, а сам ничего не делает, даже курса не кончил. Повторяя любимое слово Фирса, Раневская называет Трофимова недотепой и гимназистом второго класса.

На иронический вопрос Лопахина, дойдет ли он до «высшей правды», Трофимов уверенно отвечает: «Дойду или укажу другим путь, как дойти». В финале герой разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его незадавшейся, несмотря на красивые слова и воодушевляющий пафос, жизни. Студент Петя Трофимов помогает Ане в ее духовном росте, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему Родины. Он раскрывает ей глаза на то темное, страшное, что таилось за поэзией дворянской культуры. Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить прошлое, покончить с ним.

В этом — пафос пьесы. Трофимов зовет Аню к красоте будущего: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет. Подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда?

Его увидят другие!» Сам Петя Трофимов, по всем признакам, не принадлежит к числу передовых, умелых, сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике мы чувствуем некоторое противоречие между силой, глубиной, размахом мечты и слабостью мечтателя. «Облезлый барин», Петя Трофимов мил, чист, но чудаковат, интеллигентски рассеян, недостаточно жизненен и не очень способен к великой, упорной борьбе. В нем есть черты «недотепства», присущего почти всем персонажам этой пьесы. Но все же Петя Трофимов является образом качественно неповторимым. Трофимов причастен к революционной борьбе — потому-то он и «вечный студент».

Трофимова Чехов наделил некоторыми «смешными» чертами «облезлого барина» с явно обличительными намерениями, Аню же представил в бледных тонах, как самую обыденную, «среднюю» девушку. «Аня и Трофимов… словно плывут на какой-то льдине, едва держащейся у берега, навстречу волнам… без ясной программы жизни», — так высказался о героях Чехова Ф. Батюшков. Они — люди среднего уровня. Не такие люди создают движение, а движение их создает.

Это обстоятельство весьма важно, так как свидетельствует о наличии действительно сильного движения, способного захватить в свои ряды даже таких средних личностей. Идеализм Трофимова, так же, как и мечты Ани, отличается некоторой смутностью: Любовь Андреевна с полным правом бросает ему в глаза пресловутое словечко Фирса — «недотепа». Это выражение становится классическим. Оно применяется чуть ли не ко всем действующим лицам в комедии Чехова и символизирует главную мысль произведения: о том, что России нужны люди, люди не простые, а деятельные. Фигура Трофимова — показатель того, что революционное движение захватывало все более широкие слои, к нему примыкали даже представители интеллигенции трофимовского типа.

Еще года два-три назад Петя Трофимов был всего лишь философом-недоучкой, сторонником отвлеченных, оторванных от борьбы мечтаний о прекрасном будущем. Сейчас, на пороге революции, Петя Трофимов уже так или иначе участвует в деле, борьбе. Но Петя Трофимов, такой, каким мы его застали в пьесе, еще «недоделанный», «недотепистый». Чехов чувствовал это, так же как и ограниченность своего собственного представления о людях новой России, революционерах. Отсюда — его своеобразная застенчивость в отношении к Пете, стремление снизить его, лишить претензий на фигуру героического масштаба.

Но все то, что Петя говорил Ане о прошлом и будущем, о труде, борьбе — все это близко и дорого автору.



Образ «вечного студента» Трофимова в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Другие сочинения по теме:

  1. Характеристика образа Трофимова в пьесе «Вишневый сад» Образ Трофимова тоже эмоционально двоится, и нетрудно указать ту грань, которая отделяет эмоциональное соучастие автора от сочувственно-скептической, грустно-недоверчивой улыбки, направленной...
  2. Будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад» Пьеса «Вишневый сад», написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд...
  3. Какой центральный образ в пьесе Чехова «Вишневый сад»? Пьеса «Вишневый сад», написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд...
  4. Сочинение Вишневый сад по пьесе Чехова рассуждение А. П. Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил...
  5. Ход времени в пьесе Чехова «Вишневый сад» Ход времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Пьеса «Вишневый сад» — шаг в развитии Чехова-дра­матурга и писателя. Написана...
  6. Кто виновен в гибели вишневого сада? (По пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад») Тема «Вишневого сада» — тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и судьба последней в связи с...
  7. «Недотепы» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив. А. П. Чехов Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю...
  8. Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад На уроках литературы мы читали и анализировали комедию А. П. Чехова Вишневый сад. Одним из главных персонажей является Лопахин Ермолай...
  9. Изображение распада дворянства в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Тема «Вишневого сада» — тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и судьба последней в связи с...
  10. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад Чехов А. П Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок — комедия. Но в первой постановке Московского Художественного академического театра еще при жизни автора...
  11. Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Внешним сюжетом пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» служит продажа за долги имения Раневской, конец сложившегося жизненного уклада дворянской семьи....
  12. Молодое поколение в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» В центре пьесы Чехова «Вишневый сад» стоит вопрос о спасении вишневого сада — имения помещицы Раневской. Важно, что сад олицетворяет...
  13. Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» «Вишневый сад» — последнее произведение А. П. Чехова, которое завершило его творческую биографию, его идейные и художественные искания. В этой...
  14. Комическое и трагическое в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» В пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» многие персонажи в чем-то противостоят друг другу. Поэтому можно выделить контрастные пары героев...
  15. Три поколения в пьесе Чехова «Вишневый сад» Название пьесы символично. «Вся Россия — наш сад»,- сказано у Чехова. Эта последняя пьеса была написана Чеховым ценой огромного напряжения...
  16. Смешное и серьезное в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Драма А. П. Чехова «Вишневый сад» изначально задумывалась как фарсовая история жизни господина, который очень любил играть на бильярде и...
  17. Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» В пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехов поднимает важнейшую социальную тему рубежа 19-20-х веков — тему гибели «дворянских гнезд». В...
  18. Оптимистические настроения Чехова и их отражение в пьесе «Вишневый сад» Пьеса начинается с того, что помещица Раневская приезжает в свое имение, которое давно заложено и в случае неуплаты долгов будет...
  19. Ощущение времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Сложны и неоднозначны драматические произведения А. П. Чехова. Написанные «вопреки всем правилам драматического искусства», они и сегодня не сходят со...
  20. Сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад» Зрелые пьесы Чехова, построенные на конкретном бытовом материале, обладают вместе с тем и обобщающим, символическим значением. Смысл «Вишневого сада» также...
« Сочинение по картине Тутунова Зима пришла. Детство
Краткое содержание «Кот в сапогах» Перро »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения