Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока
Любовная тема всегда занимала одно из главенствующих мест в русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, А. Толстой отдавали свою поэтическую дань этому прекрасному чувству: их стихи вошли в антологию русской поэзии о любви. Любовь к избраннице высекала искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно установить, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный стихами.
Первые стихотворения Блока о любви — возвышенно-восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблен . В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлекшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К. М. С., то есть Ксении Михайловне Садовской . В 1904 году выходит сборник стихотворений Александра Александровича Блока «Стихи о Прекрасной Даме». И здесь впервые появляется образ возлюбленной, который впоследствии будет развиваться и трансформироваться в лирике поэта.
В названии и основной идее первой книги лежит философская концепция Владимира Соловьева — идея понимания Бога, мировой души как женщины — Прекрасной Женственности. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» объединен одним важным мотивом идеальной любви-стремления. Любовь здесь не страстный порыв, а почти платоническое, воздушное чувство. Образ Героини очень возвышен. Героиня никогда не называется по имени, обращение к ней очень уважительное.
Автор называет ее «Царевна Сама», «Закатная, Таинственная Дева», «Белая Ты», «Заря, Купина», «Прекрасная Дама», «Величавая Вечная Жена». Хотя лирический герой и обращается к героине «Ты», но это местоимение практически всегда пишется со строчной буквы. Вообще, женщина в лирике Блока занимает особое место. Женский образ у поэта всегда символичен и не похож ни на одну реально существовавшую женщину. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» образ возлюбленной идеализирован.
Перед нами предстает не настоящий человек, а «милый образ, нежный сон». Эта женщина даже не материализована. Мы не находим в цикле ни одной приметы ее реального существования, ни одного физического признака.
Центральное стихотворение цикла «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» раскрывает нам призрачность образа возлюбленной: …Все в облике одном предчувствую тебя. Стихотворением 1925 года «Незнакомка» открывается новый этап в миропонимании Блока. Женский образ теперь погружается в конкретную реальность.
Еще не совсем уйдя от образа Прекрасной Дамы, Блок помещает ее в мещанскую бытовую обстановку. Мир красоты и гармонии, недостижимый в пошлой реальности, связывается с образом женщины. Любовь здесь все еще можно охарактеризовать, как, пусть уже и не такое возвышенное, чувство стремления.
В следующем цикле стихов о любви — «Снежная маска» — образ возлюбленной и чувство к ней становится уже совершенно другим. Этот цикл посвящен Наталье Николаевне Волоховой — актрисе театра В. Ф. Комиссаржевской. В этом цикле появляется очень интересный образ змеи, соотнесенный с образом возлюбленной: «в тяжелозмейных волосах», «змеишься», «на конце ботинки узкой дремлет тихая змея». Этот образ-символ заставляет нас вспомнить сказку Гофмана «Золотой горшок» и, вообще, говорит о заколдованности, таинственности, мистичности образа возлюбленной: Но для меня неразделимы С тобою — ночь и мгла реки…
Женщина в этом цикле любима уже не платонической любовью, поэтому так часто в цикле встречается и мотив страстного поцелуя. Хотя сам автор намекает нам на то, что это чувство скорее не любовь, а игра: «Я опрокинут в темных струях / И вновь вдыхаю, не любя…» Отсюда — символ маски. Снег и снежные бури говорят нам об отсутствии того теплого и солнечного чувства, которым был пронизан цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Тема страстной любви, «цыганской стихии» получила отражение в цикле «Кармен», посвященном оперной певице Любови Александровне Дельмас .
Буйство красок и страстей характеризует этот цикл. И в нем мы видим, конечно, уже совсем другое раскрытие образа. Во-первых, Блок вводит портретные черты героини: «золото кудрей», «зубов жемчужный ряд», чуткость нервных рук и плеч. Во-вторых, это уже совсем другая, демоническая женщина.
Что общего у этого образа с Прекрасной Дамой, Незнакомкой и женщиной-змеей? Образ Кармен также символичен. Он сплетает в себе три линии: черты реальной женщины, черты героини Мериме и черты героини оперы Бизе. Новая трактовка в развитии этого женского образа в том, что Блок видит в ней равного себе человека.
Кармен похожа на него, так как также живет ситуацией двоемирия. Мир Кармен Блок делит на «здесь» и «там». Образ возлюбленный в лирике Блока плавно развивается от призрачного и воздушного существа до огненно-демонической женщины.
При этом он как бы материализуется, то есть, приобретает физические и материальные признаки. Но при этом основой блоковских женских образов всегда остается их символичность.
Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока