Образ хозяина в пьесе И. Карпенко-Карого «Хозяин»
Пьеса «Хозяин» написана около ста лет назад , однако ее проблематика и герои остаются удивительно современными. В образе Терентия Гавриловича Пузыря воплощены наиболее существенные черты «хозяина» жизни — человека, который благодаря богатству приобрел большой вес в обществе. И. Франко отметил, что И. Карпенко-Карый дал «грандиозную по своему замыслу и по почти безупречную картину промышленника и кулака из крестьян с его мощными действиями и чисто крестьянской натурой». Однако образ Пузыря гораздо шире, это не только олицетворение сельского богача. Это типичный характер буржуа периода экономического перелома, когда деньги, заработанные разными путями, имеют вес и обеспечивают положение в обществе и власть их владельцу, но истоки богатства еще не скрыты под культурным слоем хорошего образования и приобретенной светскости.
Пузырь — миллионер-землевладелец, сначала действительно был хорошим хозяином, потому что умел работать, не жалея сил. На первый взгляд, это образ простого доброго труженика, потому что он и сам говорит: «Я сорок лет недоедал, недопивал, недосыпал, кровью моей вскипела каждая копейка…». Терентий Гаврилович вызывает уважение, когда отказывается стать основателем «сахарного завода», ибо он не разбирается в этом. Он деловой человек, имеет целенаправленный ум, разбирается в сельском труде, потому что и сам когда-то его выполнял. Он работоспособен и умеет, по словам Финогена, наращивать обороты «хозяйского колеса».
Однако что же мешает ему удержаться на позициях «хозяина жизни»? Прежде всего, потеря человечности, потеря меры и переход границы, за которой нет запретов. В том числе и моральных. Только деньги!
Именно это и произошло с Пузырем. Он, считавший себя хозяином жизни, погибает от своей жадности. В погоне за деньгами этот «хозяин» становится их рабом.
Поэтому о чем же в действительности пьеса? На мой взгляд, это произведение-предупреждение о том, что ждет человека, который слишком увлекается погоней за деньгами. А еще это правдивая история о накоплении капитала и «хозяине» жизни, который уже забыл, что и сам когда-то голодал, а теперь совесть позволяет ему пользоваться дешевой рабочей силой.
Ибо подлинную цену он не заплатит никогда. Грань перейдена. Деньги уже стали настоящим хозяином некоего «хозяина».
Образ хозяина в пьесе И. Карпенко-Карого «Хозяин»