Образцы кратких изложений для 1-3 класса. С планами и орфограммами
Прожорливая галоша. Носят люди галоши и не догадываются, что резиновая обувь наиболее ненасытная. Для их изготовления нужно много продуктов. Чтобы получить спирт для тысячи килограммов искусственного каучука, надо израсходовать двадцать две тонны картофеля или девять тонн зерна или три тонны сахарной свеклы. Огромные горы продуктов отнимает у людей каучук. Галоши из искусственного каучука наиболее прожорливые. Люди научились перехитрять этих обжор. Им стали давать такие продовольствия, которые не ест человек. Начали изготовлять искусственный каучук из нефти, угля и другого сырья. Из каучука изготовляют не только галоши, а и морозостойкую и теплостойкую одежду и другие вещи, которые не сгорают при температуре триста градусов. Из искусственного каучука сейчас изготовляют такие шины для автомобилей, которые живут намного дольше, чем сама машина. Химия раскрывает нам новые чудеса. Слова и выражения: прожорливая галоша, резиновый, искусственный каучук, нефть, морозостойкий, теплостойкий, химия. Орфограммы: обувь, ненасытное, получить, спирт, тонны, девять, зерна, свекл, перехитрить, уголь, изготовляют, сгорают, чудеса. План пересказа: 1. Почему резиновую обувь называем прожорливым? 2. Из чего сейчас изготовляют искусственный каучук? 3. Что еще изготовляют из каучука? Задача. Расскажите, что вам известно о чудесах химии.
Баллада о верности. Отара овец спускалась с гор на зимовку. По дороге старший чабан заметил, что нет наилучшей собаки.
— Карабаш! Карабаш! — звал он собаку. Эхо отбивалось в горах, но собака не отозвалась.
Погрустил хозяин, а со временем забыл. Через несколько дней чабан не нашел и своей бурки. Забыл ее на летной стоянке. Сетовал за буркой. Ранней весной отара овец снова поднялась в горы, и здесь чабан увидел свою бурку. Возле нее сидела исчезнувшая собака. Хозяин понял, что Карабаш оставался часовым. Трава вокруг была обгрызена. На собаке осталась кожа и кости. Паклей торчала шерсть. Чабан обрадовался. Он бросился к собаке. Достал из сумки хлеб. Собака не приняла ни ласки, ни хлеба. Он отчужденно оскалил зубы. Потом поджал хвост и пошел. Ни раза не оглянулся на оклик. Собака не простила оскорбления. План пересказа: 1. Откуда спускалась отара овец? 2. Кто исчез? 3. Что не нашел чабан через несколько дней? 4. Кого увидел хозяин в горах? 5. Почему Карабаш не принял хлеба? 6. Почему рассказ называется «Баллада о верности»? Задача. Передайте содержание рассказа от имени чабана.
Подарок маме. Мама отперла дверь, вошла в комнату и остановилась на пороге. Пол в комнате был вымыт и застелен коврами. На столе стояли две тарелки, солонка и скляночка с розовыми бумажными салфетками. Возле каждой тарелки лежали ложка, вилка и нож. На маминой тарелке лежал лист бумаги, а на нем цветными карандашами было написано: «Слава моей маме в Международный женский день!» Мама прочитала, улыбнулась и крепко поцеловала Бориса. После обода Борис сел делать уроки, а мама села на диване с книгой. Перед сном еще раз поблагодарила Бориса за часы замечательного отдыха, которые он подарил ей сегодня. Борис ответил, что он теперь каждый день будет прибирать в комнате и мыть посуду. Свое обещание он выполнил. Орфограммы: отперла, вошла, вымытая, застелен, скляночка, с салфетками, вилка, Международный женский день, каждый день. План пересказа: 1. Что увидела мама, когда пришла домой? 2. Что делала мама после обеда? 3. За что поблагодарила мама сына? 4. Что пообещал Борис?
Смельчаки. Темнело. На небе засветились первые звезды. Константин и Алексей поехали за реку набрать соломы. Конь быстро нес по дороге легенькие санки. Выехали на противоположный берег реки. Вдруг конь испугался, затормозил, бросился в сторону от дороги и застрял в снегу. Глянули ребята и увидели возле соломы большого волка. Они испугались. Волк присел на задние лапы и оскалил зубы. Он медленно вел мордой, решал, на кого броситься раньше: на копны или на ребят. Только одну минуту раздумывали ребята. И вдруг Константин схватил вилы, а Алексей — тяжелую жердь. Они вместе бросились на хищника. Волк подскочил, но натолкнулся на вилы. В это время на зверя упала тяжелая жердь. Алексей убил волка. С убитым хищником возвратились ребята домой. Правление колхоза объявило смельчакам благодарность и наградило их подарками. Орфограммы: легенькие санки, противоположный берег, хищника, жердь, возвратились, домой, объявило, смельчакам. План пересказа: 1. Мальчики едут за соломой. 2, Конь услышал волка. 3. Вот и хищник. 4. Борьба с волком. 5. Мальчики убили хищника. 6. Награда. Задача. 1. Перескажите рассказ от лица одного из мальчиков. 2. Устно передайте рассказ с изменением плана: последний вопрос поставьте первым. 3. Расскажите подобный случай из собственной жизни.
Кто сильнее любит маму. Сестры Валя и Нина игрались на дворе и ждали мать, но она долго не приходила. Вот Валя и говорит Нине, что надо к приходу мамы полить цветы, подмести пол, помыть тарелки и ложки. Нина отказалась и ждала на дворе маму. Валя тем временем взялась за работу. В скором времени возвратилась мама. Нина так и бросилась к ней. Она сказала, что долго сидела и ждала маму. В это время из дома вышла Валя.
— Валю, почему не встречаешь меня?
Девочка ответила, что она подметала пол, поливала цветы, мыла посуда. Нина обняла мать и залепетала, что она сильнее ее любит. Мать внимательно взглянула на дочерей, поставила Нину на землю, а Валю прижала и крепко поцеловала. Нина тогда все поняла. Она покраснела и чуть не заплакала. Орфограммы: сестры, на дворе, ждали, не приходила, залепетала, на землю, покраснела, не заплакала.
План пересказа: 1. Что делали и кого ждали сестры? 2. Что предложила Валя? 3. Как к этому отнеслась Нина? 4. Кто встречал маму? 5. Почему Валя не вышла встречать маму? 6. Кто сильнее любит маму? Задача. 1. Передайте рассказ от лица Нины, дополнив эпизодом «Другим вместе». 2. Напишите рассказ, как вы помогаете маме дома.
Образцы кратких изложений для 1-3 класса. С планами и орфограммами