Образцы сочинение по роману К. Гамсуна «Господин»
Вариант 1. Тема сочинения Переосмысление древнегреческого мифа в романе К. Гамсуна. Одним из характерных признаков модернизма, который, начиная с конца XIX ст., играл доминирующую роль в литературе и искусстве, было современное прочтение античных мифов. Художники и писатели-модернисты часто обращались к сюжетам культурной казны человечества, переосмысливая их и открывая в них новые мотивы, созвучные их времени. Один из лучших романов норвежского писателя Кнута Гамсуна, чье творчество имеет раннемодернистский характер, имеет название «Господин». За древнегреческой мифологией, Господин — это бог лесов, полей, отар, сын вестника богов Гермеса и нимфы Дриопы. Родился в Арпидии, на мир появился с козлиными рогами и ногами. Некоторое время жил на Олимпе, и олимпийская жизнь не пришлась ему по вкусу. Он возвратился на землю, где мог прыгать по горам и видеться с белыми стадами, которые паслись на душистых лугах. В своих горах господин чувствовал себя настоящим хозяином. Вечером, после охоты, он ложился на берегу ручья и играл на дудке. Пение ни одной птицы нельзя было сравнить со сладким звуком той дудки. Когда он играл, с гор сбегали призрачные нимфы и пели или, взявшись за руки, танцевали при месячном сиянии на лесных лужайках. Пастухи просыпались в своих шалашах и молча слушали музыку влюбленного бога. И будучи божеством стихийных сил, Господин мог нагонять на людей сильный, без явных причин страх, который называли паническим страхом, паникой. В эпоху Александра Македонского фигура Господина приобрела наибольшее значение, так как именно тогда жители больших городов запылали неожиданной любовью к жизни пастухов. Идиллическая жизнь Аркады казалась тогдашним нервным и утомленным людям удивительно благословенной, и, воспевая «счастливую» Аркадию, они начали петь хвалу и Господину как богу пастухов и их беззаботной жизни. В средние же века Господина считали злым духом, а его фигура стала образцом для первых известных изображений черта.
В романе Кнута Гамсуна, который названо именем мифического бога, писатель подходит к человеку как к неотделимой частичке природы. Главный герой произведения лейтенант Глан, который живет в лесу со своей охотничьей собакой Эзопом, полную свободу, настоящее счастье ощущает лишь в царстве природы — в полном уединении, наедине с незатухающим днем северного лета, прислушиваясь к дыханию природы. В лесу Глан может быть самим собой, там никому нет вреда от его неизысканных манер. А среди людей он чувствует себя неуютно, неловко. Среди цивилизованных людей ему приходится напрягать все силы, чтобы вести себя надлежащих образом. По легенде, бог лесов владел даром предсказания. Глан говорит о себе, что он умеет читать души людей. Эдварде кажется, что у лейтенанта «зверский взгляд». И этот взгляд весьма проникновенный, чтобы не разглядеть суетливых помыслов людей, которые живут будничной бездуховной жизнью рядом с ним в рыболовецком поселке. Глану скучно среди общества, которое собирается в доме местного богача — купца Мака, среди банальных разговоров о вещах, которые не являются для него ценными.
Имя главного героя произведения недаром созвучно с именем мифического бога: Глан — Господин. Он ощущает свое побратимство с природой всем своим искренним сердцем. Оказавшись в лесу после вынужденного перерыва из-за простреленной ноги, Глан каждой клеточкой своего тела ощущал душу леса, плакал от любви, радовался, обессилел от признательности. «Лес ты мой милый, дом мой, здравствуй!» — хочется сказать ему. В минуты единства с природой герой благословляет жизнь и землю, и небо, и даже своих врагов. Тем не менее, гармония отношений Глана с миром природы была затронута, когда он встретился с Эдвардой. Он потерял покой. Глана начало мучить одиночество, он даже клал в карман медяки и звенел ими, чтобы не было так одиноко. В ночной тишине появляется жгучий напев дудки Господина, сплетенный из дневной жары и мерцания света звездных ночей. Эта мелодия растравляла душу Глана, сияла в ней беспокойством. Ему казалось, что Господин сидит на дереве, подсматривая за ним, и дерево трясется от того неслышного смеха. Глана охватывал панический страх, и он блуждал лесными тропами в напрасных поисках покоя. Не нашел его Глан ни в северных широтах, ни в экзотических лесах Индии, где оборвалась его жизнь.
Мотив дисгармонии мира, Который пронизывает весь роман Гамсуна, наполнило произведение меланхолией, которую не может преодолеть даже естественная любовь писателя к жизни. Роман, который начался как идиллия, как гимн красоте мира, заканчивается драматическим, преисполненным печали финалом. Могущественный Господин, требуя себе жертв, распоряжается судьбами людей.
Вариант 2. тема сочинения Женские образы в романе Кнута Гамсуна «Господин». Выдающийся норвежский писатель Кнут Гамсун был художником эпического слога. Он мастерски изображал сложные характеры своих героев. В изображении внутренних драм личности, передачи тонких психологических состояний человека, которые часто не подвергаются логическому анализу, изменению настроений персонажей, которые иногда тяжело объяснить, Гамсун достиг высокого мастерства, проявил глубокую проникновенность и способность понять самые тайные уголки человеческого сердца. В романе «Господин» писатель ярко изобразил любовные отношения главного героя лейтенанта Глана с двумя женщинами, Эдвардой и Евой.
Эдварда — единственная дочь богатого купца Карта. Отец души не чаял в своей двадцатилетней дочурке. Эдварда имела норовистый характер. Она только притворялась, что слушается отца, а на самом деле делала то, что ей захочется. Будучи свободолюбивой натурой, Эдварда превыше всего ценила свою независимость. И всякому, кто старался на нее повлиять, она раз и навсегда отбивала охоту делать это. Романтическая фигура лейтенанта Глана, который нелюдимо жил в охотничьей сторожке, сразу же привлекла внимание девушки. Она полюбила лейтенанта. Тем не менее, для Эдварды любовь — это борьба, и она хочет победы в ней, покорить возлюбленного. Поэтому их взаимоотношения с Гланом имеют характер любовного поединка. Эдварда то приближает к себе любимого, то отталкивает его. Даже в те моменты, когда ее душа готова раскрыться перед Гланом, что-то сдерживает ее. Эдварда весьма гордая, чтобы признавать свою неправоту. Она ищет приключений, у нее богатая фантазия. Эдварда ждет принца. От любви она ожидает чуда, чрезвычайной полноты жизни. Ожидание чуда мешает ей верно оценить настоящее — т. е., любовь Глана. Став на зло Глану женой финского барона, стала ли Эдварда счастливой?
Второй женщиной, с которой судьба свела лейтенанта Глана в северном захолустье, была жена кузнеца Ева. На вид она была совсем юной. Глан даже принял ее сначала за дочь кузнеца. Во время первой же случайной встречи лейтенанта поразил ее открытый искренний взгляд. Супружеская жизнь Евы была серой, однообразной, преисполненной ежедневной трудной работы. Она без сетований переносила ее. Местный богач, купец Мак, надоедает Еве своими ухаживаниями. Он дает ее мужу столько работы, что тот работает на севере, а в это время Мак наведывается к молодой женщине. И все изменилось в жизни Евы, когда она встретила Глана. Она полюбила лейтенанта безоглядно, всем сердцем. Любовь превращает Еву из покорного существа в личность, которая светится любовью. Она живет своим чувством, которое окрыляет ее. У Евы нет страха перед мужем. Ее не пугают притеснения ревнивого Мака. Полюбив Глана, Ева откровенно сказала об этом богатому поклоннику. В ответ на это признание Мак заставлял кузнеца день и ночь работать на пристани, а Єве давал мужскую работу, которая была не по силам молодой хрупкой женщине. И Єве это безразлично. При встрече с Гланом осунувшееся от тяжелой работы лицо Евы вспыхивает улыбкой, так как для нее в целом мире не существует ничего, кроме ее любви. Молодая женщина ничего не требует от своего любимого, не думает о том, чем кончатся их отношения, а наслаждается своим чувством. Ева преисполнена нежности и доверия к своему любимому, и Глан, бывая с ней, ощущал очарование человеческой доброты этой простой необразованной женщины, сознавая целостность ее натуры, был счастлив с ней, хотя Ева не пленила ни его сердца, ни его души. Жизнь Евы оборвалась трагически. Она гибнет под обломками сорванной скалы. Мак, узнав о пороховой мине, которую Глан заложил под скалу, приказал Еве смолить лодки возле подножия этой скалы именно во время взрыва.
Роман Кнута Гамсуна «Господин» по праву может быть назван мистерией любви, так как именно она предопределяет отношения и поступки героев произведения. В женских образах романа автор воплотил разные типы любви. Чувство Эдварды направлено на то, чтобы ощущать себя победительницей, хозяйкой, а для Евы главное, отдавать любимому все, что ему нужно, отдавать себя, свои чувства, любовь. В мировой литературе Кнут Гамсун занимает одно из виднейших мест как поэт любви, художник, который открыл и изобразил новые оттенки чувства любви.
Образцы сочинение по роману К. Гамсуна «Господин»