ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
События в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» разворачиваются после отмены крепостного права в 1861 году. В это время русская деревня представляла из себя жалкое зрелище: старые формы хозяйствования полностью изжили себя, многие хозяйства были разорены, вспыхивали многочисленные крестьянские восстания. В стране наблюдался глубокий упадок в экономической И культурной жизни. Крестьяне, формально освобожденные от личной зависимости, вынуждены были еще долгое время платить своим господам денежный выкуп. Стержнем повествования в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является поиск семью крестьянами, человека, которому живется «счастливо, вольготно на Руси».
Правдоискатели, как их назвал автор, встречают множество людей, слушают их рассказы о жизни. Герои совершают путешествие на фоне невеселой весенней природы, навевающей тоску. Вот что предстает перед их глазами: Идут холмы пологие С полями, с сенокосами, А чаще с неудобною, Заброшенной землей. Свой путь герои держат на сельскую ярмарку.
На этой ярмарке правдоискатели встречают очень колоритную фигуру — Якима Нагого. Образ Якима представляет из себя жалкое зрелище: Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле… В молодости он пошел в Петербург на заработки, но «не смог тягаться с купцом». Вернулся домой полностью разоренным и «взялся за соху».
О нем говорят, что «он до смерти работает, до полусмерти пьет». Несмотря на тяжелую судьбу, в нем еще не пропал интерес к жизни. Яким гордится тем, что принадлежит к великому русскому народу, честно работает. Далее, по ходу повествования, мы встречаемся с Ермилом Гири-ным — всеми уважаемым человеком. Ермил Гирин не нищий и убогий, как Яким Нагой, а вполне состоятельный и зажитрчный крестьянин. Рассказ о нем из уст односельчанина начинается с описания тяжбы из-за «сиротской» мельницы Гирина с алчным купцом Алтынниковым. Не имея достаточно средств, чтобы тягаться с Алтынниковым, Ермил Гирин обращается за помощью к народу.
Выкупив мельницу, он «берет за помол по совести», чем завоевывает большое уважение и авторитет у земляков. Благодарные крестьяне избирают Ермила Гирина своим бурмистром. Будучи крестьянским головой, он показал свои лучшие качества: честность, порядочность, неподкупность. По словам рассказчика, Гирин «в семь лет людской копеечки под логоть не зажал».
Лишь один раз Ермил Гирин применил власть в. угоду личным интересам, направив вместо своего брата в рекруты другого человека. Огромные душевные мучения не давали ему покоя после этого. «Босой, худой, с колодками», он приходит к вдове, у которой отнял сына, и на коленях просит прощения. Используя свои связи, Гирин восстанавливает справедливость. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, русской крестьянки, занимает в поэме одну из ведущих ролей. Ее судьба во многом трагична.
В главе «Песни», посвященной ей, описывается тяжелая семейная жизнь Матрены Тимофеевны, в главе «Демушка» — смерть сына, в главе «Волчица» — истязание розгами. Матрена Тимофеевна Корчагина воплотила в себе все лучшие черты русской женщины. Счастье и несчастье, выпавшие на ее долю, она перенесла с честью и мужеством. Фигура Гриши Добросклонова является центральной в галерее типов крестьян. Гриша Добросклонов — сын «бедного дьячка и безответной батрачки».
Нищета, окружавшая его в детстве, обусловила быстрое взросление и становление характера Гриши. Он учился в духовной семинарии и стал образованным человеком.
Вернувшись в село, Гриша становится «народным заступником», просвещает и учит крестьян. Через образ Гриши Добросклонова Некрасов показал нам народовольца 60-х годов XIX века. Гриша вышел из крестьянской среды и является лучшим представителем своего класса.
, Фигуры дворовых и лакеев, являющиеся эпизодическими, тоже играют в изображении крестьянства не последнюю роль. На сельской ярмарке, описанной в начале поэмы, в поле нашего зрения попадает дворовый человек. Он хвастает перед народом своей «почетной болезнью», заявляет: Тарелки я лизал, Напитки иностранные Из рюмок допивал… В главе «Последыш» лакей, верно служивший своему барину, сталкивается с несправедливостью по отношению к себе.
Свой протест он выражает по-холопски: убивает себя на глазах у барина. Лакейская психология вызывает негативное отношение не только у героев поэмы, но и у автора и читателей. Поэма Н. А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по охвату действительности, по количеству персонажей имеет практически энциклопедический характер. Через образы крестьян в поэме автор выразил восхищение русским народом, показал его огромную волю и несгибаемость.
Вера Некрасова в духовную красоту и самобытность русских людей пронесена через все произведение.
ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»