Образы матери и дочерей Лариных в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Одним из самых крупных и интересных произведений А. С. Пушкина является Роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Г. Белинский по праву назвал «энциклопедией русской жизни». Действительно, роман настолько многосторонен, что дает широкое и правдивое представление о жизни России первой четверти XIX века.
Многое из жизни провинциальных дворян мы узнаем из описания семьи Лариных, из рассказа об их жизни. Во время повествования автора мы улавливаем в его голосе когда добрую грусть, когда иронию, а когда и сожаление.
«Мирная» жизнь семейства Лариных «покойно катилась», в ней не было ничего неожиданного или беспокойного. Мало чем отличаясь от соседей, в быту они хранили «привычки милой старины», но не потому, что сознательно выбрали такой образ жизни, а по незнанию альтернатив. Поэтому-то многие поступки они совершали, не задумываясь, по привычке, и эта механичность вызывает у нас улыбку:
В день Троицы, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зариОни роняли слезки три…
Дмитрий Ларин, сердечно любивший жену, «во всем ей веровал беспечно», он доверил ей ведение хозяйства и расходов. Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», но, когда дочери подросли, «умер в час перед обедом».
Ларина-мать, в отличие от мужа, любила читать. Она предпочитала романы Ричардсона, но не потому, что они ей действительно нравились, а потому что «ее московская кузина твердила часто ей об них». Мы видим, что общественное мнение здесь ценится гораздо выше собственных суждений, пристрастий. В молодости Лариной-старшей не удалось выйти замуж по любви, супруга ей нашли родители, хотя «она вздыхала о другом, который сердцем и умом ей нравился гораздо боле».
Разумный муж увез ее в деревню, где она сперва «рвалась и плакала», но после привыкла «и довольна стала». Занимаясь хозяйством, самодержавно управляя мужем, Ларина вскоре позабыла о своей прошлой жизни, герои французских романов выветрились из ее головы. Она
…стала зватьАкулькой прежнюю СелинуИ обновила наконецНа вате шлафор и чепец.
С годами Ларина превратилась в «милую старушку», типичную представительницу своего круга, и то, что раньше для нее было ново и свежо, теперь превратилось в быт и рутину.
Дочери Лариных, Татьяна и Ольга, совсем непохожи друг на друга. Мы их видим с точки зрения разных людей. Ольга была всегда резва и весела, простодушна, она не любит задумываться ни о чем.
Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан. Все в Ольге…
Такой ее видит влюбленный Ленский, родители, соседи. Однако автор и Онегин сразу же отметили обычность, заурядность девушки, бедность ее внутреннего мира, рассеянность, то, что «в чертах у Ольги жизни нет». Даже внешность ее внимательный Онегин воспринял довольно своеобразно:
Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна…
Совсем другой была Татьяна. Она не блистала «ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной», но глубокий, богатый, самобытный внутренний мир превращал всю жизнь ее в поэзию. Бесконечно любящая природу, воспитанная на «преданьях простонародной старины», зачитывающаяся сентиментальными романами, Татьяна была
…от небес одаренаВоображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным…
Застенчивая, простая, искренняя, молчаливая, любящая уединение, она так сильно отличалась от окружающих, что даже в своей родной семье казалась «девочкой чужой». Однако для автора, а в конце романа — и для Онегина в Татьяне воплотился идеал русской женщины — умной и чувствующей, но простой, естественной.
Особенно ярко различие сестер проявляется в любви. Любящий человек не может лгать, он открыт и доверчив и потому зачастую беззащитен перед окружающим миром. Создается впечатление, что ветреная и недалекая Ольга не способна на глубокие всепоглощающие чувства. В любви ее привлекает внешняя сторона: ухаживания, комплименты, заигрывания.
Она невнимательна к тем, кто ее любит, поэтому и не замечает обиды Ленского во время бала, его изменившегося поведения и настроения перед дуэлью. Смерть Ленского она переживает настолько легко, что вскоре выходит замуж за улана, возможно, прельстившись красивым мундиром.
А что же Татьяна? Кажется, ее впечатлительная натура была подготовлена к большой любви с самого детства, но неизменно узнавала и отталкивала все неискреннее, фальшивое, «кажущееся».
Татьяна ждала человека умного, умеющего чувствовать и переживать, способного понять и принять ее богатую и щедрую душу. Такого человека она узнала в Онегине и навсегда отдала ему свое сердце. Даже поняв свою ошибку, пережив отказ, она остается верной своему чувству, которое не только принесло ей много страданий, но и очистило, обогатило ее, проверило на прочность ее принципы, идеалы, ценности.
И в горе, и в радости Татьяна предстает перед нами цельной и самодостаточной, поэтому трагедии и страдания лишь укрепляют ее, помогают научиться новым способам поведения.
Даже став княгиней, светской дамой, Татьяна остается простой и искренней, хоть и научается не доверять всем людям без разбора. Ей чужды кокетство и жеманство, свойственные иным представительницам «высшего света», потому что она никогда не изменяла своим идеалам и ценностям, продолжала любить как свой народ с его богатой историей, так и свой внутренний мир.
По мнению Пушкина, в Татьяне Лариной гармонически сочетаются лучшие качества русского характера, поэтому-то она и остается для автора «милым идеалом» русской женщины.
Образы матери и дочерей Лариных в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»