Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Ни в ком противоречия, Кого хочу — помилую, Кого хочу-казню. Вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды: Закон — мое желание! Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловоррот!.. Отмена крепостного права»ударила одним концом по барину, другим по мужику».К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не желает — неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как»по кирпичику»разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин — «Последыш».Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина-«Последыша».Это барин, который»весь век чудил, дурил».Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861года.
Совершенно не зная своих крестьян,»Последыш»отдает нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове — под семьдесят, а жениху — шесть лет!» Глухонемого дурака»Последыш» назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы»Последыша»,еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик: Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И — разные глаза: Один здоровый светится, А левый-мутный, пасмурный, Как оловянный грош! Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников,»воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фогель.
При нем»настала каторга корежскому крестьянину-до нитки разорил!»-говорит Савелий. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги.»Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,-говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия — это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. Поэзия Некрасова связана с выступлениями народа против своих угнетателей. У Николая Алексеевича главным героем стал мужик — простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению Некрасова, его Муза — родная сестра крестьянки: Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Некрасов сострадает народу, сочувствует ему, жалеет.
Сколько боли слышится в стихотворении «В дороге», когда мужик рассказывает поэту о своей жене: Самому мне невесело, барин: Сокрушила злодейка-жена… Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля — с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына-раба, А третья — до гроба рабу покоряться. И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и рассказал о гордом типе «величавой славянки».
Он горевал о ее судьбе, но и гордился ее красотой и силой: В игре ее конный не словит, В беде не сробеет — спасет. Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Недаром на похоронах Некрасова две женщины-крестьянки шли впереди всей процессии с венком «От русских женщин». Тяжелые и мрачные картины народной жизни рисует Некрасов в своих стихотворениях «В дороге», «Забытая деревня» и т. п.: Умерла Ненила; на чужой землице У соседа-плута — урожай сторицей… Некрасов ненавидел самодержавие и любил простой люд.
Эти мотивы прозвучали в его стихотворении «Размышления у парадного подъезда», которое не допускали в печать пять лет. Первым напечатал его Герцен в своем журнале «Колокол». В этом стихотворении Некрасов зовет народ «проснуться»: Где народ, там и стон… Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный: Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил, Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?
Некрасов в своих произведениях не только опирался на русское народное творчество, но и продолжил традиции Радищева, Гоголя, изображая народ реалистически. Использует он и достижения Тургенева, который в своих «Записках охотника» показал яркие крестьянские портреты. «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и другие стихотворения раскрывают духовный облик крестьянина. Поэт поклоняется трудолюбию народа, ценит его смекалку, ум, широту души, но он выделяет и другую сторону — темноту, необразованность, привычку к рабству, холопство отдельных крестьян. Свое стихотворение » Железная дорога » Некрасов посвящает труду крестьян. По мнению генерала, народ — это ничего не стоящие и не значащие создания, животные.
Но Некрасов считает по-другому. По его мнению, народ — это создатель, создатель и духовных, и материальных ценностей. Некрасов зовет крестьянство к действию: Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. » Кому на Руси жить хорошо » — это поэма Некрасова о народе. В глазах автора крестьяне — богатыри. В этой поэме Некрасов рассказал о всех сторонах жизни крестьянства: рождении ребенка, крестинах, свадьбе, похоронах, труде, голоде, порке и т. д. Жизнь крестьян бедна и безрадостна.
Об этом говорит один из героев, Яким Нагой: А горе наше мерили? Работе мера есть? Вино валит крестьянина, А горе не валит его? Работа не валит? Причина нищеты в том, что за спиной крестьянина стоят три дольщика: Бог, царь и господин.
Поэт показывает и слабые стороны народа: смирение, стремление залить свое горе в кабаке. У каждого крестьянина Душа, что туча черная — Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Некрасов осуждает и холопство.
Он дает этому очень точную характеристику: Люди холопского звания — Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказание, Тем им милей господа. Но все-таки не все крестьяне убогие и забитые. Есть и такие, которым надоело так жить. Эти люди составляют силу народа. Поэт верил, именно в таких крестьян.
Многие современники Некрасова писали о народе. Их произведения научили уважать мужиков. Но Некрасов впервые создает произведения не только о народе, но и для народа. Поэт призывает народ к революции, к свержению помещиков.
Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.
Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»