Образы стариков Базаровых
Образы стариков Базаровых — людей простых, наивно-старомодных, доживающих свой век в «стареньком и тепленьком» домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына, которому — по их убеждению — суждена великая будущность. В нем вся их жизнь, вся их гордость.
Но Базаров не любит «нежностей», и они стыдливо прячут перед ним свои чувства, свою трепетную заботливость о нем.
Как живой встает перед нами Василий Иванович Базаров, «высокий, худощавый человек с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом», с трубкой в зубах, «отставной ветеран» . Он прожил долгую кочевую жизнь военного лекаря, «в каких только обществах не бывал, с кем не важивался!» Не без гордости бережет он воспоминание из далеких лет своей походной жизни: «Я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал». Живет в нем и другое, утаенное воспоминание — о декабристах: «Техто, в южной армии, по четырнадцатому, вы понимаете , всех знал наперечет».
Он старается «не отстать от века», быть тем «мыслящим человеком», для которого «нет захолустья». Ему не хочется перед такими передовыми людьми, как Базаров и Аркадий, ударить лицом в грязь, и он пытается блеснуть перед ними своим интересом к науке, заводит речь «о тяжелых опасениях, внушаемых ему наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса». Выражается он витиевато («пора путешественникам нового человека» Базарова, то он стремился и тут остаться прежде всего честным, взыскательным, объективным художником.
В частных письмах и в заметке «По поводу «Отцов и детей» Тургенев защищал свое «любимое детище» — Базарова, который был в его понимании честным, правдивым, демократом до мозга костей, «провозвестником, крупной фигурой, одаренной известным обаянием, не лишенной некоторого ареола».
Это социальные романы, предшественниками которых в русской литературе были » Евгений Онегин » Пушкина, » Герой нашего времени » Лергдонтова, «Кто виноват?» Герцена. Стремясь запечатлеть в художественной форме быстро сменявшие друг друга этапы развития русской общественной жизни, Тургенев приурочивает действие своих романов к точно обозначенному времени. Так, действие романа «Накануне» начинается летом 1853 г., «Отцов и детей» — 20 мая 1859 г., «Дыма» — 10 августа 1862 г.
Основу тургеневских романов составляет идейная борьба, столкновение людей с различными, часто непримиримо враждебными взглядами. Конфликтом, положенным в основу романа » Отцы и дети «, и является не борьба людей разных возрастов, разных поколений, а борьба нового со старым, «схватки» демократа-разночинца Базарова с дворянами Кирсановыми. Центральными героями романа являются поэтому Базаров, олицетворяющий собой русскую «новь», как ее себе представлял Тургенев, и старая, барская Россия, представленная «феодалами» Кирсановыми, скучающей «герцогиней» Одинцовой, сановным «тузом» Колязиным, суетливым «деспотом» губернатором «Бурдалу».
Образы стариков Базаровых