Образы Хлестакова и Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Как странно, как непостижимо играет
Нами судьба наша!
Н. Гоголь. Невский проспект
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», несомненно, принадлежит к классике мировой драматургии. Гоголю удалось не только посмеяться над взяточничеством, чиноугодничеством, карьеризмом и глупостью чиновников России своего времени, но и создать целую галерею русских типов.
Чрезвычайно показательными в комедии являются не только образы чиновников города N, но и образы Хлестакова — псевдоревизора и его слуги Осипа.
Знакомясь с виновником события, всколыхнувшего весь город, мы сразу понимаем, что он не тот, за кого его принимают власть имущие города. Хлестаков — мот, донжуан, «пустейший» человек. Когда мы впервые встречаемся с ним, у него нет денег даже на то, чтобы заплатить за обед. Однако это не мешает ему кичиться своим положением, строить из себя барина. Хлестаков проиграл и промотал все деньги, он привык жить на готовом, не желая и не умея работать.
Лентяй и бездельник, он живет сегодняшним днем, «здесь и сейчас». Хлестаков настолько глуп, что лишь к середине четвертого действия понимает, что его приняли за другого человека, и беспечно пользуется плодами этой ошибки. Еще бы, ведь ему удобно и вольготно в доме городничего, к тому же со всего города приходят чиновники, чтобы ублажить «ревизора» деньгами.
Пользуясь создавшимся положением, Хлестаков безудержно хвастается, волочиться за женой и дочерью городничего, пригласившего его к себе в Дом, и при всем этом от души потешается над ничего не подозревающими чиновниками.
Осип, слуга Хлестакова, на фоне своего хозяина выглядит значительно умнее и серьезнее. Он умеет критически оценить образ жизни и поведение молодого барина, даже читает ему нотации. Хорошо зная Хлестакова, Осип невысокого мнения о нем. «Профинтил дорогою денежки, голубчик», «Добро бы было… что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!» — вот как отзывается слуга о своем барине, в его оценках звучит насмешка и ирония.
Слуга Хлестакова смекалист и неглуп, но так же хитер и ленив: «Наскучило идти — берешь извозчика и сидишь себе, как барин; а не хочешь заплатить ему, — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет». Несмотря на это, Осип сразу понимает, что его барина приняли не за того, и прекрасно осознает опасность, грозящую им, если откроется ошибка: «Не ровен час: какой-нибудь другой наедет…» Он торопит Хлестакова: «Уезжайте отсюда! Ей-богу, уже пора».
Ловкий и предусмотрительный, Осип пользуется привилегированным положением барина и требует лучших, самых быстрых лошадей: во-первых, чтобы быстрее довезти молодого мота домой, во-вторых — чтобы их не могли догнать, когда во всем разберутся.
Таким образом, мы видим, что в комедии слуга Осип выставлен в более выгодном свете, чем Хлестаков. Это говорит о том, что ни общественное положение, ни деньги, ни власть не могут сделать человека умнее, серьезнее или порядочнее, чем он есть на самом деле.
Образы Хлестакова и Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»