«Обрыв», анализ романа Гончарова
История создания
Роман был впервые опубликован в журнале «Вестник Европы» в 1869 г. Был задуман в 1849 г. под названием «Художник». Работа шла параллельно с работой над «Обломовым». Она была остановлена во время кругосветного путешествия Гончарова.
В 1858 г. писатель вновь обратился к замыслу романа. Были опубликованы некоторые отрывки. Название романа менялось вместе с замыслом: «Художник», «Художник Райский», «Райский», «Вера» и «Обрыв».
Литературное направление
От антиромантического реализма 40-х годов в «Обыкновенной истории» Гончаров перешел к психологическому реализму в «Обломове» и «Обрыве». Все конфликты раскрываются через изображение внутреннего мира личности. Внешние бытовые события — лишь рамка для изображения трагических или драматических переживаний.
Так сам Райский описывает замысел своего романа: город — это рама для описания Марфиньки, и не хватает только страсти.
Жанр
«Обрыв» — психологический роман, описывающий внутренний мир и его изменения под влиянием происходящих событий и на фоне внешних обстоятельств. Райский меняется, но основные черты его личности: преклонение перед красотой, талант, непостоянство, лень — остаются прежними. Герои меняются тем больше, чем большую трагедию или драму они пережили .
Проблематика и конфликт
Основной конфликт романа — конфликт старого с новым. Герои вынуждены считаться с традициями старины, с тем, что скажут люди. Между тем величие личности проявляется именно в нарушении общепринятых традиций ради «здравого смысла». Для каждого внутренние правила диктуют разное, в отличие от внешних правил . Для Райского любовь к дворянке связана прежде всего с браком, Марк ни за что не хочет венчаться, потому что это ограничение его свободы.
Марфинька считает грехом то, что Викентьев объяснился ей в любви, не спросив прежде разрешения у бабушки, для Веры грех — любовные отношения вне брака. А для Марины или Ульяны любовь оправдывает прелюбодеяние.
Гончарова возмущает двойная общественная мораль. Председатель Тычков — известный морализатор, но все общество знает, что он отобрал у племянницы имение и упек ее в сумасшедший дом. Бабушка находит в себе силы простить падение Веры не в последнюю очередь потому, что сама в юности пережила подобную драму. Общество, даже ее родные внуки, считают ее образцом добропорядочности, святой. Интересен образ вдовы Крицкой, которая на словах как будто развязна и блудлива, но на деле целомудренна.
Общественная мораль не порицает ее за болтовню.
Проблематика романа связана с переменами в частной и общественной жизни России. Помещики по-разному управляют своими имениями. Райский хочет всех крестьян отпустить, не заботится о хозяйстве.
Бабушка управляет по старинке.
Главные действующие лица
Гончаров признавался, что в романе три главных героя — Райский, бабушка и Вера. По ходу действия акцент смещается с Райского на бабушку и Веру в двух последних частях.
Райский — человек, наделенный прекрасными душевными качествами, талантливый, но ленивый. Больше всего он ценит красоту, особенно женскую, наблюдает жизнь во вех ее проявлениях. Образ Райского развивает образы главных героев двух предыдущих романов — Адуева-младшего и Обломова.
Его антипод — Марк Волохов. Это молодой человек, находящийся под надзором полиции, раздающий молодежи запрещенную литературу, нарушающий закон и протестующий против традиционной морали. Он представитель «новых людей», нигилистов.
Гончарова обвиняли в тенденциозности, уж очень несимпатичным получился герой, даже непонятно , за что Вера его полюбила.
Помещик Иван Иванович Тушин — гармоничный человек. Он — продолжение идей Адуева-старшего из «Обыкновенной истории» и Штольца из «Обломова». Тушин — человек действия, при этом у него благородное сердце.
Его брак с Верой — выход и путь для нее.
Женские образы — главное достижение Гончарова. У Веры был прототип — Е. Майкова, увлекшаяся идеями «новых людей» и ушедшая от мужа. Гончаров, как и Райский, пытался повлиять на нее.
Свою героиню Веру он наделил высокими нравственными качествами, которые не позволили ей совершить опрометчивый поступок.
Бабушка Татьяна Марковна — хранительница имения Райского и всех традиций старины. С одной стороны, она не допускает отхода от уклада предков даже в быту , с другой стороны, бабушка, в юности пережившая любовную драму, понимает и прощает ошибки Веры.
Марфинька — счастливое дитя под покровом бабушки. Она не сомневается, что жить надо по традициям старины, и счастлива этим образом жизни.
Стиль, сюжет и композиция
Сюжет романа строится вокруг поиска Райским материала для своего романа. Это и роман, который он пишет, и романы с разными женщинами. Страсть Райского угасает сразу же, как только женщина его отвергает.
Литературный роман Райского тоже посвящен женщинам, перед красотой которых преклоняется художник. Он бросает каждый сюжет в тот момент, когда переключается на новый объект страсти, поэтому цельного повествования так и не выходит. Все произведения Райского несовершенны или не окончены.
Обрыв — самый важный символ романа.
Роман состоит из 5 частей. Первая часть рассказывает о личности Райского. Время в этой части течет медленно, она выполняет роль растянутого эпилога с ретроспекцией .
Вторая часть описывает жизнь Райского в Малиновке, его увлечение поочередно обеими сестрами. В романе множество переплетающихся между собой сюжетных линий, но все они объединены темой любви или семейных отношений. Повествование этой части неторопливо.
В третьей части намечаются конфликты: бабушка выгоняет Тычкова, с которым дружна была 40 лет, Райский ревнует Веру к автору письма, вступает в любовную связь с женой Козлова. Заканчивается часть тем, что читатель узнает, что Вера любит Марка.
С этого момента события начинают развиваться стремительно. Четвертая часть — рассказ о падении Веры, которое является кульминацией основной сюжетной линии, а пятая — о ее раскаянии и своеобразном духовном возрождении. В этой части особую роль играет бабушка, все простившая и готовая открыть свою тайну.
В романе открытый финал. Судьба Веры не определена. Тушин готов жениться на ней, но читатель не знает, состоится ли эта свадьба, или Вера, как бабушка, останется одинокой. Неясна и судьба Райского.
Читатель догадывается, что его желание «лепить» в Италии закончится таким же обрывом, как и решение писать портреты или роман.
«Обрыв», анализ романа Гончарова