• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > «Обрыв», анализ романа Гончарова

 

«Обрыв», анализ романа Гончарова

История создания

Роман был впервые опубликован в журнале «Вестник Европы» в 1869 г. Был задуман в 1849 г. под названием «Художник». Работа шла параллельно с работой над «Обломовым». Она была остановлена во время кругосветного путешествия Гончарова.

В 1858 г. писатель вновь обратился к замыслу романа. Были опубликованы некоторые отрывки. Название романа менялось вместе с замыслом: «Художник», «Художник Райский», «Райский», «Вера» и «Обрыв».

Литературное направление

От антиромантического реализма 40-х годов в «Обыкновенной истории» Гончаров перешел к психологическому реализму в «Обломове» и «Обрыве». Все конфликты раскрываются через изображение внутреннего мира личности. Внешние бытовые события — лишь рамка для изображения трагических или драматических переживаний.

Так сам Райский описывает замысел своего романа: город — это рама для описания Марфиньки, и не хватает только страсти.

Жанр

«Обрыв» — психологический роман, описывающий внутренний мир и его изменения под влиянием происходящих событий и на фоне внешних обстоятельств. Райский меняется, но основные черты его личности: преклонение перед красотой, талант, непостоянство, лень — остаются прежними. Герои меняются тем больше, чем большую трагедию или драму они пережили .

Проблематика и конфликт

Основной конфликт романа — конфликт старого с новым. Герои вынуждены считаться с традициями старины, с тем, что скажут люди. Между тем величие личности проявляется именно в нарушении общепринятых традиций ради «здравого смысла». Для каждого внутренние правила диктуют разное, в отличие от внешних правил . Для Райского любовь к дворянке связана прежде всего с браком, Марк ни за что не хочет венчаться, потому что это ограничение его свободы.

Марфинька считает грехом то, что Викентьев объяснился ей в любви, не спросив прежде разрешения у бабушки, для Веры грех — любовные отношения вне брака. А для Марины или Ульяны любовь оправдывает прелюбодеяние.

Гончарова возмущает двойная общественная мораль. Председатель Тычков — известный морализатор, но все общество знает, что он отобрал у племянницы имение и упек ее в сумасшедший дом. Бабушка находит в себе силы простить падение Веры не в последнюю очередь потому, что сама в юности пережила подобную драму. Общество, даже ее родные внуки, считают ее образцом добропорядочности, святой. Интересен образ вдовы Крицкой, которая на словах как будто развязна и блудлива, но на деле целомудренна.

Общественная мораль не порицает ее за болтовню.

Проблематика романа связана с переменами в частной и общественной жизни России. Помещики по-разному управляют своими имениями. Райский хочет всех крестьян отпустить, не заботится о хозяйстве.

Бабушка управляет по старинке.

Главные действующие лица

Гончаров признавался, что в романе три главных героя — Райский, бабушка и Вера. По ходу действия акцент смещается с Райского на бабушку и Веру в двух последних частях.

Райский — человек, наделенный прекрасными душевными качествами, талантливый, но ленивый. Больше всего он ценит красоту, особенно женскую, наблюдает жизнь во вех ее проявлениях. Образ Райского развивает образы главных героев двух предыдущих романов — Адуева-младшего и Обломова.

Его антипод — Марк Волохов. Это молодой человек, находящийся под надзором полиции, раздающий молодежи запрещенную литературу, нарушающий закон и протестующий против традиционной морали. Он представитель «новых людей», нигилистов.

Гончарова обвиняли в тенденциозности, уж очень несимпатичным получился герой, даже непонятно , за что Вера его полюбила.

Помещик Иван Иванович Тушин — гармоничный человек. Он — продолжение идей Адуева-старшего из «Обыкновенной истории» и Штольца из «Обломова». Тушин — человек действия, при этом у него благородное сердце.

Его брак с Верой — выход и путь для нее.

Женские образы — главное достижение Гончарова. У Веры был прототип — Е. Майкова, увлекшаяся идеями «новых людей» и ушедшая от мужа. Гончаров, как и Райский, пытался повлиять на нее.

Свою героиню Веру он наделил высокими нравственными качествами, которые не позволили ей совершить опрометчивый поступок.

Бабушка Татьяна Марковна — хранительница имения Райского и всех традиций старины. С одной стороны, она не допускает отхода от уклада предков даже в быту , с другой стороны, бабушка, в юности пережившая любовную драму, понимает и прощает ошибки Веры.

Марфинька — счастливое дитя под покровом бабушки. Она не сомневается, что жить надо по традициям старины, и счастлива этим образом жизни.

Стиль, сюжет и композиция

Сюжет романа строится вокруг поиска Райским материала для своего романа. Это и роман, который он пишет, и романы с разными женщинами. Страсть Райского угасает сразу же, как только женщина его отвергает.

Литературный роман Райского тоже посвящен женщинам, перед красотой которых преклоняется художник. Он бросает каждый сюжет в тот момент, когда переключается на новый объект страсти, поэтому цельного повествования так и не выходит. Все произведения Райского несовершенны или не окончены.

Обрыв — самый важный символ романа.

Роман состоит из 5 частей. Первая часть рассказывает о личности Райского. Время в этой части течет медленно, она выполняет роль растянутого эпилога с ретроспекцией .

Вторая часть описывает жизнь Райского в Малиновке, его увлечение поочередно обеими сестрами. В романе множество переплетающихся между собой сюжетных линий, но все они объединены темой любви или семейных отношений. Повествование этой части неторопливо.

В третьей части намечаются конфликты: бабушка выгоняет Тычкова, с которым дружна была 40 лет, Райский ревнует Веру к автору письма, вступает в любовную связь с женой Козлова. Заканчивается часть тем, что читатель узнает, что Вера любит Марка.

С этого момента события начинают развиваться стремительно. Четвертая часть — рассказ о падении Веры, которое является кульминацией основной сюжетной линии, а пятая — о ее раскаянии и своеобразном духовном возрождении. В этой части особую роль играет бабушка, все простившая и готовая открыть свою тайну.

В романе открытый финал. Судьба Веры не определена. Тушин готов жениться на ней, но читатель не знает, состоится ли эта свадьба, или Вера, как бабушка, останется одинокой. Неясна и судьба Райского.

Читатель догадывается, что его желание «лепить» в Италии закончится таким же обрывом, как и решение писать портреты или роман.



«Обрыв», анализ романа Гончарова

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание романа Гончарова «Обрыв» Петербургский день клонится к вечеру, и все, кто обычно собирается за карточным столом, к этому часу начинают приводить себя в...
  2. Религиозные и мистические мотивы в романе Гончарова «Обрыв» Обострение идейной борьбы в 60-е годы, неприятие романистом материалистических и революционных идей демократов, их трактовки женского вопроса, а также ряд...
  3. Критика романа «Обломов» И. А. Гончарова Мало кто из героев русской литературы истолковывался столь противоречивым образом, как Обломов. Широко известна точка зрения Н. А. Добролюбова ,...
  4. «Обломов», анализ романа Ивана Александровича Гончарова История создания Гончаров свой главный замысел вынашивал долгие годы. В 1849 г. был опубликован «Сон Обломова» — глава неоконченного романа...
  5. Смысл названия романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Роман «Обыкновенная история» был написан в 1847 году и еще в рукописном варианте показан Белинскому, заслужив его горячее одобрение. Затем...
  6. Анализ письма Обломова и композиции романа И. А Гончарова Причиной написания письма Обломовым стали сказанные ему слова Ольги. После ее признания в любви он долго размышляет. Обломов стоит перед...
  7. Вопросы и ответы к роману И. А. Гончарова «Обломов» 1. Какие вещи стали символом «обломовщины»? Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван. 2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?...
  8. Художественные особенности романа Гончарова «Обломов» Роман «Обломов» был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени —...
  9. Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова. Гончаров И. А Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова. Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали...
  10. Идейно-композиционные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов» В центре романа Гончарова «Обломов» — сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. В первой части романа изображаются кажущиеся...
  11. Художественное своеобразие романа Гончарова «Обломов» В романе «Обломов» Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть...
  12. Краткий обзор литературных произведений Гончарова Достаточно было бы только объективности и беспристрастия Аксакова, чтобы выделить его из всех русских романистов середины девятнадцатого века. Все остальные...
  13. Темы сочинений по творчеству И. А. Гончарова Обломов и Штольц I. Принцип антитезы — характерная черта романов И. А. Гончарова: 1) каждая историческая эпоха рождает «новых людей»...
  14. Два лика любви в романе И. А. Гончарова «Обломов» Роман И. А. Гончарова «Обломов» — классика русской литературы. В этом романе перед нами предстает два лика любви. Первый —...
  15. Краткое содержание романа Гончарова «Обломов» Часть первая В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов...
  16. Отзыв о романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Иван Александрович Гончаров , известный русский прозаик и критик, автор знаменитой «трилогии на «О» — романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»....
  17. «Обломов» краткое содержание по главам романа Гончарова Часть первая 1 32-летний помещик Илья Ильич Обломов живет в Петербурге на те средства, которые приносит ему его имение —...
  18. Краткое содержание второй части романа «Обломов» И. А. Гончарова I Штольц был немец только по отцу, мать его была русской. Вырос и воспитывался Штольц в селе Верхлеве, где его...
  19. Мифологические модели мира в романе И. А. Гончарова «Обломов» Можно сказать, что роман Гончарова «Обломов» построен на обобщенных и преувеличенных образах. Это просматривается и в описании основных персонажей, и...
  20. Сочинение по роману Гончарова «Обыкновенная история» Первые произведения Гончарова относятся к концу 30-х годов, это были стихи, написанные в модном тогда романтическом духе. Постепенно направление писателя...
« Сочинение на тему Идеальная семья
New Year in Ukraine) »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения