Общая характеристика лирики
В историю русской литературы Константин Бальмонт вошел как один из ключевых представителей «старшего символизма» — первого поколения русских символистов. Лирический герой в стихотворениях Бальмонта не устает любоваться своей «многогранностью», стремится приобщиться к культурам всех времен и народов, принести хвалы всем богам, пройти все дороги и переплыть все моря. Его облик отличает всеохватность, космизм индивидуалистических дерзаний, жажда ко всему прикоснуться, пройти через все возможные испытания. Лирике Бальмонта присущ своеобразный культ мгновения, неустанная погоня за «мигами красоты». Образы его поэзии мимолетны и неустойчивы.
Поэта привлекал не столько предмет изображения, сколько острота ощущений и калейдоскоп впечатлений, вызванных той или иной гранью реальности. Основой лирики Бальмонт считал «магию слов», музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек. Отсюда неустойчивость, аморфность композиции стихотворения и отдельной строфы, отсутствие в стихотворении смыслового центра или эмоциональной кульминации. Бальмонт внес серьезный вклад в техническое совершенствование русского стиха.
Он умело, хотя и излишне часто использовал аллитерации, ассонансы и разнообразные типы словесных повторов. Импрессионистские стихотворения поэта воздействуют на слушателя не столько смыслом слов, сколько магией звука, ради которых Бальмонт был готов пожертвовать ясностью смысла, синтаксическим разнообразием и даже лексической сочетаемостью слов. Еще один немаловажный момент — использование однородных эпитетов и тяготение к многократному повторению грамматически или синтаксически однотипных конструкций, придававших его стихам монотонность. «Своевременное» новаторство Константина Бальмонта заметно, хотя и на краткий срок, повлияло на поэзию многих видных поэтов серебряного века, считавших его своим наставником.
Общая характеристика лирики