Общая характеристика литературы средневековья
Начало исторически известной западноевропейской культуры, а следовательно, и литературы, относится к IV — V вв н. э., когда после распада Римской империи на арену мировой истории выступили новые варварские народы. Великое переселение народов. К моменту распада Римской Империи население тех ее западных провинций, которые были наиболее тесно средневековьяязаны с метрополией — Италии, Галлии, Испании, — в основном было романизовано.
Латинский язык вытеснил здесь местные языки — распространилась «вульгарная латынь».
Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием трех основных факторов: традиций народного творчества , культурных воздействий античного мира и христианства . Литература делится на религиозную, рыцарскую и городскую. Центральное место — религиозная литература, которая представлена лирикой песнопений, прозой проповедей, житий и драматургией обрядовых действий.
Самая многочисленная — рыцарская. Выделяется 3 основных жанра: героический эпос, куртуазная и придворная лирика, рыцарский роман.
1) героический эпос возникает в эпоху зрелого СРЕДНЕВЕКОВЬЯ , наследует эпосу раннего СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, который представлен языческими сказаниями кельтских и скандинавских культов, возникает в период формирования нации и государственности. Эпос, который появляется, как проявления нац. языка. Сюжетная основа — великое переселение народов. . Носителями эпоса были бродячие певцы, во Фр. жонглеры, в Испании — хуглары, в Германии — шпильманы.
Основной сюжет раннего эпоса — сказки; героического эпоса — исторические события, в которых закрепляется представление о вассальном героическом и религиозном долге.
2) куртуазная поэзия возникает после первых крестовых походов. Восточная культура превосходит культуру Европы. Рыцари принесли с Востока новые знания, новый представления о поведении .
Рыцарь занимался не только военными подвигами, но и манерами поведения. Юг Франции — трубадуры, Сев. Франция — труверы, Германия — миннезингеры. Основная тема — тема любви. Развитие мировой поэтической традиции.
Любовь открыта, как самое ценное чувство.
3) рыцарский роман возник в границах куртуазных традиций, фэнтези + решение серьезных проблем феодальной действительности. Возникли литературный города, новый тип героя — крестьянин-веллан. Жантры: фаблио — песенка + прозаический комический рассказ. 4) городская литература носила пародийный характер. Появляется жанр животного эпоса.
В лит. городе возникла СРЕДНЕВЕКОВЬЯ система театральных жанров и маралите ). «Не блуждай вне, а войди в себя» — Августин.
Народно-эпическая поэзия воплотила мифологические представления и концепции исторического прошлого, этические идеалы и коллективистский пафос. Причем в наиболее ранних памятниках мифологическое восприятие доминирует и лишь постепенно вытесняется историческими представлениями . В архаических эпосах сохранилась связь с традицией фольклора, с богатырскими сказками и сказаниями о первопредках. Соответственно эти эпические памятники насыщенны мифологической и сказочной фантастикой.
Кругозор их творцов практически ограничен родоплеменными отношениями, так что даже великие столкновения народов трактуются как родовая распря.
Сильны элиты идеализации родовых отношений. В скандинавском мифологическом эпосе гибель родовых отношений трактуется как крушение мира. Форма: краткие песни и сказания , стихотворно-прозаич. и прозаические произведения.
Жанровое своеобразие заключается в соединении подлинности исторического события, составляет сюжетную основу со сказочностью формы, возникшей в результате устного бытования. 3 основных темы:
1) оборона родины от внешних врагов
2) верная служба королю и наказание изменников;
3) кровавые феодальные распри. ГЭ появляется в период становления государственности. Отражает чаяния.
Борьба феодалов завершается, самый сильный феодал становится монархом, объединение земель.
Общая характеристика литературы средневековья