Общая характеристика ведущих путей развития поэзии середины ХIХ ст
Цель: помочь ученикам понять основные тенденции развития литературы в середине ХIХ столетия; развивать навыки составления опорных конспектов; учить определять главное, систематизировать и обобщать приобретенные знания, использовать межпредметные связи; воспитывать любовь к художественному слову.
Оборудование: портреты писателей середины ХIХ столетия, выставка поэтических сборников.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Каждый человек является Вселенной. Она с ним родилась, и с ним умрет. Под каждым надгробием похоронена целая всемирная история.
Г. Гейне
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольной работы
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Великий немецкий поэт Г. Гейне писал: «Каждый человек является Вселенной. Она с ним родилась, и с ним умрет. Под каждым надгробием похоронена целая всемирная история» (обращение к эпиграфу урока). Именно поэтому в центре литературы, искусства стала человеческая жизнь во всех ее разнообразных проявлениях, человек с его чувствами, мечтами, переживаниями, с его мировоззрением. Мировоззренческие и эстетичные сдвиги в сознании людей нашли свое отображение в литературе. Об этом мы и будем говорить на уроке.
IV. Объявление темы и цели урока.
V. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Вспомните важнейшие исторические события середины ХIХ столетия в Европе.
— Назовите известнейшие достижения научно-технического прогресса и естественных наук в середине ХIХ столетия.
— Определите популярнейшие философские, эстетичные идеи середины ХIХ столетия.
VI. Восприятие и усвоение нового учебного материала.
1. Слово учителя.
Романтическое направление, которое родилось под знаком Великой французской революции 1789 года, наибольшего расцвета приобрело в первой трети ХIХ столетия. Центром романтического направления стала поэзия.
Поэты-Романтики и в самом деле старались заглянуть в бездну Вселенной, проникнуть в диалектику человеческой души и открыть там невиданный и тайный мир человеческого духа. В своем стремлении обнять необъятное они чрезвычайно расширили горизонты видения мира в его пространственных, временных и исторических измерениях. Такой есть поэзия Адама Мицкевича, Шандора Петефи, Джорджа Байрона, Генриха Гейне и др. С 30-х годов ХIХ столетия во Франции, а со временем и во всей Европе распространяется новое идейно-художественное направление — реализм.
— Вспомните признаки реализма.
Но реализм приобрел наибольшее развитие в прозе. Поэзия направилась к символизму.
В основе эстетики символизма — романтическая концепция «двух миров», согласно которой весь окружающий мир — лишь тень, «символ» мира идей. Признаки, элементы символизма находим уже у Шарля Бодлера, в ранних сборниках Поля Верлена, в поэзиях Артюра Рембо. Тем не менее, в то время о символистах знали лишь в узком круге ценителей поэзии.
На середину ХIХ столетия приходится создание теории «чистого искусства», которая провозглашала самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач. Представителями «чистого искусства» можно считать поэтическую группу «Парнас» во Франции, школу «чистого искусства» в России (творчество Федора Тютчева, Афанасия Фета и др.).
2. Работа с литературоведческими понятиями.
Литературная группировка (школа) — объединение писателей на основе общих идейно-эстетичных взглядов и творческих принципов, которые реализуются в художественной практике.
Декаданс, декадентство (в переводе с латыни — «спад»). Отмечается настроениями безнадежности, непринятия жизни. Опирается на философские идеи Ф. Шатобриана и А. Шопенгауера. В основе — утверждение, что цивилизация исчерпала себя и вступила в эпоху спада и угасания.
Основные признаки декаданса:
— непринятие действительности;
— отказ от гражданского в искусстве;
— культ красоты как высшей ценности;
— мистицизм, вера в сверхъестественные силы;
— индивидуализм;
— отказ от морали буржуазного общества;
— предоставление преимущества форме над содержанием или полное его возражение.
Эстетичные принципы декадентства:
— поэтизация слабости, угасание, разрушения;
— индивидуализм и эстетство как бунт против нечеловеческих принципов буржуазного общества;
— «искусство для искусства»;
— внешнее правдоподобие.
Понятие «декаданс» не следует связывать с каким-нибудь конкретным литературным направлением.
Черты декаданса наиболее четко проявились в:
— французском символизме (П. Верлен);
— творчестве натуралистов.
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.
1. Составление опорного конспекта по мини-лекции учителя.
2. Аналитическое комментирование.
— Прокомментируйте поэтические строки английского поэта Вильяма Блейка «Песни невинности» (перевод С. Маршака).
В одно мгновенье видеть Вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность,
И небо — в чашечке цветка..
VII. Домашняя задача
Уметь характеризовать идейно-эстетичные сдвиги в поэзии середины ХIХ столетия, знать о декадансе.
VIII. Подведение итогов урока.
Интерактивное упражнение «Микрофон».
Продолжите предложение:
— Оказывается, что мир поэзии — …
Общая характеристика ведущих путей развития поэзии середины ХIХ ст