«Общение с Вольтером»
Цель: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности, критическое мышление.
Тип урока: развитие связной речи.
Лишь работа лишает нас трех больших зол — скуки, порока и бедности.
Вольтер.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
1. Проверка домашней задачи по «цепочке».
Методический комментарий.
«Цепочка». Ученики задают вопросы друг другу поочередно; тот, кто отвечает, задает вопрос следующему (определяет сам или учитель называет того, кто будет отвечать).
2. Работа над таблицей «ЗХВ».
Ученики сравнивают первичные и вторичные знания, определяют вопросы, которые остались без ответа. Отвечают на них одноклассники или учитель.
3. Ролевая игра «Вхождение в образ».
Ученики по желанию перевоплощаются в образ Простака, госпожи де Сент-Ив, Гордона и от первого лица делают сообщение о своем персонаже и отвечают на вопросы класса.
Методический комментарий.
«Вхождение в образ». Ролевая игра помогает ученикам лучше понять сущность и поступки литературных героев. Ученики, «войдя в образ», стараются лучше понять состояние души героя, мотивы его поступков, взгляды на жизнь и т. п. Ученик от первого лица рассказывает «о себе», отвечает на вопросы учителя или одноклассников (вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они помогли наиболее полно раскрыть личность героя).
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Сегодня мы завершаем знакомство с творчеством известного французского просветителя Вольтера. Теперь мы знаем о нем значительно больше, чем несколько дней тому назад. У кого-то остались определенные вопросы без ответа, кто-то ощутил симпатию к автору, у кого-то появилось желание поделиться с ним мыслями. Именно это мы и попробуем сделать сегодня, написав небольшое письмо Вольтеру. Выражение Вольтера: «лишь работа лишает нас трех больших зол — скуки, порока и бедности» станет нашей движущей силой.
III. РАбота над темой урока.
1. Подготовка к написанию письма.
Требования к написанию письма:
Почтительное приветствие;
Вопрос или пожелание автору;
Несколько слов о себе или причинах, которые побуждали к написанию письма;
Прощальные слова.
2. Написание письма.
Методический комментарий.
«Литературные письма» направлены на формирование у учеников умения оформлять мысли относительно прочитанного и обмениваться ими. В ходе обработки учеником соответствующей темы у него возникают определенные мысли и соображения, которые он записывает. Стратегия может быть использована в ходе проведения «Семинара читателей» (записи ученик предлагает соседу для обмена информацией или получения ответа) и на этапе осознания содержания урока. Вместе с тем ученики учатся правилам написания писем, придерживаясь общепринятых требований.
IV. Рефлексия.
1. Ознакомление с написанными письмами.
(Ученики зачитывают по желанию).
Примечание. Поскольку письма представляют собой процесс мышления и не предназначены для распространения, в них могут допускаться орфографические, грамматические и синтаксические ошибки, которые не следует учитывать, поскольку они отображают начальную фазу процесса писания.
2. Подведение итогов.
«Методика одного предложения».
Проблемный вопрос: «Как Вольтер относился к человеку?».
Варианты ответов:
Человек, по мнению Вольтера, не должен мириться со злом и называть его добром. Наилучшим есть «естественный» человек, поскольку в нем намного меньше фальши, которая является творением несовершенного общества. человек должен зло называть злом и активно с ним бороться, даже если природа одарила человека самым нежным характером. человек от природы создан добрым; все зло идет от неправильно организованного общества. Если человек будет бороться со злом, оно будет побеждено.
Методический комментарий.
«Методика одного предложения» используется для того, чтобы прокомментировать эпиграф к занятию, цитату, проблему, сделать обобщение. Такое общее групповое обсуждение предоставляет возможность каждому высказать собственную мысль или позицию.
Ответы не комментируют и не оценивают. Учитель делает лишь обобщение.
V. ДОмашняя задача.
Опережающая задача: подготовить сообщение о жизненном и творческом пути И. В. Гете; заполнить хронологические таблицы или составить тезисы (письменно); прочитать трагедию «Фауст».
«Общение с Вольтером»