Общие образа и мотивы в лирике Фридриха Шиллера
Выдающийся немецкий гуманист Фридрих Шиллер задумывался над смыслом человеческой жизни. Он считал, что современный ему человек потерял простоту, искренность в отношениях с другими и живое не за верой, а за расчетом и даже в своих ближних усматривает уже не друзей, а соперников. Фридрих Шиллер был человеком осведомленным. Он интересовался творчеством писателей мировой литературы. Формирование его идеалов как поэта, общественного деятеля связанное с передовой философской мысленным взором Европы. Многие знали и любили творчество Шиллера, так как воспринимали его поэзию близкую за духом и общей направленностью.
Поэзию Шиллера мы читали в переводах И. Гербеля. Его сборник «Отголосок», что содержала двадцать три перевода лирических произведений немецкого поэта, была настольной книгой библиотеке моего дедушки. Среди характерных общих тем на первый план выступает тема борьбы народов против социального и национального рабства. Именно эта тема была живительным источником поэтического вдохновения Шиллера.
Немецкий поэт считал, что в основу всей Вселенной заложенная радость. Если богатство разъединяет людей, то радость, т. е. любовь, милосердие, объединяет их. Ведь все люди — дети одной матушки Природы.
Будь твердым в лихой час, Помощь обиженным давай, Всюду правду знай единую, Никогда клятвы не ломай,
: эти строки из поэзии «К радости» написаны в виде торжественной оды с хором и выражают чувство многих людей. За своеобразностью трактования исторических событий, прославлением борьбы за свободу придавленного народа в одном ряде с драмой «Вильгельм Телль» Фридриха Шиллера стоит множество его поэм. Освободительный пафос ранних пьес стимулировал творчество многих романтиков, а образ Карла Моора находил отклики во многих подобных романтических образах. «Разбойники» — первая драма Шиллера, тем не менее она до сих пор остается лучшим его произведением. Карл, главный герой пьесы, — человек энергичный и умный.
Его любимый писатель — Плутарх, известный автор героических биографий людей античности. Оставшись без средств к существованию, выброшенный из общества и оставленный родными, он возглавил ватагу разбойников. Карл объявляет войну обществу, где отныне для него нет места: «Мой дух стремится подвигов, душа — свободы». Карл Моор — образ, подсказанные писателю самой жизнью. Одной из первых с упомянутыми темами вошла в поэзию Ф. Шиллера тема женской судьбы, горькой материнской любви. Шиллер считал, что только искусство может быть главным движителем изменений в мире на лучше. Человек, который становится гармонично развитой, не будет выступать в роли поработителя или обижать другой человека.
Мне известный секрет, как уберечь людей от падения, а именно — нужно закрыть свое сердце для слабости».
«Разбойники» — первая драма Шиллера. Созданная юным гением, она и до сих пор остается одним из интереснейших его произведений. В нем показано противостояния двух братьев — Карла и Франца, синел графа Моора, носителей двух противоположных взглядов. Карл ненавидит убожество окружающей жизни, относится с презрением к тем, кто льстиво повинуется властителям, вжимает нищих. Он не хочет жить по тем законам, благодаря которым так хорошо живется лицемерам, прохиндеям, лихарям.
Или же втиснуть мне свое тело в корсетку, или же зашнуровать законом волю? Закон принуждает ползать слизняком то, что должно летать орлом.
Карл Моор в глубине души чистый и добрый юноша. Узнав о решении отца лишить его наследства, он впадает в отчаяние, личное оскорбление воспринимает как проявление несправедливости, которое уже стало нормой в человеческих отношениях. Он с товарищами прячется в Богемском лесу, становится предводителем разбойников. Карл начинает грабить богатых, вельможных, тех, кто имеет власть, и помогает обездоленным и гонимым.
Совсем противоположных идей и принципов придерживается его брат Франц. В этом образе Шиллер показал человека циничную, без чести, совести, жестокого эгоиста. Специально выставляя в черных красках студенческую жизнь брата Карла, он позорит его перед отцом, добивается, чтобы все родительское наследство перешло к нему. Больше того, он претендует на руку невесты Карла — Амалии. Цель жизни Франца — удовлетворение собственных страстей. Он оправдывает любое свое преступление, считает, что честь, совести нужны лишь простонародья. Франц стремится власти и денег и считает, что нет такого препятствия, которое бы помешало ему добиться своего. Родного отца он перепрятывает в башне и обрекает на голодную смерть. Тем временем Франца начинают преследовать ужасные видения, которые можно назвать мучениями пренебреженной совести, — расплата за жестокость и преступления. Своей бездушностью он украшает даже собственный герб:
Бледность бедности и рабского страха — вот цвета моего герба.
Франц не имеет возможности преодолеть укоров совести, ужаса перед неминуемой карей и, в конце концов, накладывает на себя руки. Однако не побеждает и Карл. В финале драмы его охватывает сомнение: верный ли путь он избрал? И понимает, что не тем путем он пошел. За свои преступления он расплачивается смертью отца и нареченной Амалии и придет к выводу, который в природе не существует благородного убийства или высокой мести. Он видит корыстолюбие, жестокость разбойников, которые делают его дело несправедливой, и решает сдаться властям.
По дороге сюда мне пришлось разговаривать с одним бедняком… у него одиннадцать детей. Тысячу луидоры обещаны тому, кто приведет живым большого разбойника. Этому бедняге можно помочь.
Изображая спор между братьями, между Карлом и законом, Шиллер поднимает в драме важный вопрос: если против насилия бороться насильническими методами, то или не станет и сам благородный мститель преступником? Автор считает, что расплата неминуемая для каждого, кто нарушил моральный закон, независимо от мотивов, за которыми он совершил преступление. В своем произведении Шиллер показал противоречивость между правом человека на протест — с одной стороны, и преступностью любого насильнического протеста — из второго. Это противоречие трагическое, так как, по мнению автора, в реальной жизни оно не решено.
Общие образа и мотивы в лирике Фридриха Шиллера