Общий эскиз творчества Распутина
В. Г. Распутин родился в 1907 г., закончил филологический факультет. Его повести вызвали мировой резонанс, творчество Распутина обнаружило свойство новой прозы — драматический сюжет вырастает из быта людей, приобретает обобщенный смысл выражения. Над сюжетом (например в повести «Деньги для Марии») вырастает смысловая надстройка, отражая злободневные проблемы времени; экономическая проблема — в России происходит разрушение общинных связей, вторжение новых товарно-денежных отношений. К людям приходят деньги, т. е. отношения начинают основываться на них; таким образом, новая экономическая проблема породила социально-нравственную. Распутин констатирует, что произошла смена ориентиров. Взаимоотношения людей уже не строятся на доверии, честности — они осложняются экономическими параметрами.
Изменение экономической системы в стране, разрушение старых законов — вот о чем говорит нам эта повесть. Также мы отчетливо видим и экзистенциальную проблему — человек одинок, не способен в одиночку решить все.
Проблему советской прозы 70-х гг. отражают такие повести писателя как: «Последний срок», «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матерой». Критика заявляет о появлении новых типов персонажей — «распутинские старухи». Писатель намеренно обращается к пожилым персонажам. Он берет за основу бунинскую группу пожилых персонажей, так как ставит перед собой художественную задачу увидеть атмосферу общества через сознание людей с опытом. Через восприятие стариков можно увидеть духовную жизнь общества, считает писатель. Автор показывает, что в современном обществе произошел распад человеческих связей, каждый живет своим эгоизмом. Проблему советской прозы 70-х гг. отражают такие повести писателя как: «Последний срок», «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матерой». Критика заявляет о появлении новых типов персонажей — «распутинские старухи». Писатель намеренно обращается к пожилым персонажам. Он берет за основу бунинскую группу пожилых персонажей, так как ставит перед собой художественную задачу увидеть атмосферу общества через сознание людей с опытом. Через восприятие стариков можно увидеть духовную жизнь общества, считает писатель. Автор показывает, что в современном обществе произошел распад человеческих связей, каждый живет своим эгоизмом.
Распутин по праву считается наследником традиций Бунина («Сухая трава» Бунина). Здесь мы наблюдаем философию круговорота бытия у Бунина — в уходе человека создается некое просветленное начало. Бунин показывает, что смерть человека — не конец жизни, а этап круговорота бытия; таким образом, автор вписывается этой идеей в христианский контекст. То же самое мы видим и у Распутина. Старуха Анна прощается с детьми, но смерть она не ощущает как трагедию. Трагедия здесь — в распаде человеческой общности (в том числе и в «Деньгах для Марии»).
Автор из бытовой ситуации создает символ, насыщенный философско-метафизическим содержанием, показывая, что уход героини означает момент некой катастрофы для жизни в целом (название «Последний срок» также отражает это, имеется в виду «бытийный срок»).
В повести «Живи и помни» важен изображаемый автором внутренний конфликт героини — разрыв между домом и любовью. Ситуация изначально не может быть разрешена. Главная героиня Настена берет на себя всю тяжесть неразрешенного противоречия (самоубийство, утопилась в Ангаре). Казалось бы, решение может быть найдено, однако есть и надсюжет. Распутин — мастер физиологических описаний. Видя судьбу второго главного героя Андрея, видя, как Распутин изображает процесс превращения человека в животное, кажется, что у читателя появляется способность почувствовать, как автор тонко передает каждый звук, обострение слуха, зрения у одичавшего Андрея. Сюжет становится более динамичен, конфликт — заостреннее, он приобретает черты нравственно-философского конфликта. Распутин считает, что случайно или не случайно человек может выпасть из общества. Каждый человек должен соблюдать нормы человеческого рода. Если правила рода нарушаются, то человек превращается в животное. Здесь Распутин прав с точки зрения народной философии. Таким образом, мы видим, что автор создает условия художественной лаборатории. «Проза художественно эксперимента» появляется в 70-е гг. (повесть нравственного эксперимента). В этой прозе Распутин обнаруживает признак дидактизма, авторская позиция сильно выражена, он выступает в роли наставника, учителя. Здесь — наследие толстовской традиции у Распутина. Суровая, строгая учительская проза, дидактизм, экзистенциальность — вот свойства распутинской прозы. автор активно эксплуатирует символические образы. Это наиболее ярко проявилось в повести «Прощание с Матерой.
Символична сама сюжетная ситуация (остров на реке, постройка ГЭС. Деревня подлежит затоплению. Имеется сюжетный ход, содержащий в себе зародыш метафизических идей. В этой сюжетной ситуации содержится идея апокалипсиса.
Распутин постепенно усиливает традиции и приводит нас к соответствующим выводам.
Дарья — главная героиня повести, которая единственная остается на острове. Весх остальных переселяют в поселок. Автор детально показывает последние дни острова, как Дарья прощается с родными на кладбище. В процессе сюжета Распутин усиливает разные символические образы. Это усиление происходит в унисон с потоплением острова. Символичность повести: 1) Дарья моет избу — символ ситуации, 2) дерево — символизирует незыблемость традиций, 30 кладбище — здесь героиня думает о себе в контексте человеческой истории, представляет себя во главе журавлиной стаи (вершина человеческой цепи). Все эти образы играют на впечатление читателя.
Вопрос о религиозности раскрытия. Распутин — религиозный писатель (хотя при советской власти о религиозности вообще не шла речь). Религиозность проявляется в различных мотивах текстов и образах. Например, в мотиве смерти («Последний срок») здесь старуха разговаривает со смертью как с подругой В повести «Пожар» Распутин создает историю апокалипсиса. В этой повести присутствует мотив дидактической интонации, возникает проблема взаимоотношений художественности и публицистичности. Распутин-публицист доминирует здесь над Распутиным-художником. После этого Распутин стал писать меньше. Следует указать на следующие заключительные этапы его творчества.
В цикл рассказов «Век живи, век люби», роман «В ту же землю». Действие романа происходит в постперестроечную эпоху. Автор романа намеренно снижает статус героини. Она еле-еле сводит концы с концами, работая посудомойкой в столовой. У героини умер муж, ей не на что его хоронить. Здесь автор выражает свой протест против общества, государства, церкви. Присутствует и боготворческий мотив: Бог — жизнь, не церковь. Последняя книга писателя «Сибирь, Сибирь» — представляет собой публицистическое произведение с элементами лиризма. Здесь Распутин выступает как защитник природы, отчетливо видна роль писателя как общественного деятеля.
В. Г. Распутин — консерватор. Он защитник нравственно-духовных традиций. Пытается сохранить принципы национальной этики, статус человека, его связи с людьми. Автор видит разрушение народной этики и традиций. Во всех своих произведениях писатель ратует за сохранение национальных традиций и корней; его можно назвать патриотом. Особое, характерное для Распутина, заключается в том, что все свои представления о жизни он воплотил в художественных образах и огромную роль отводил символическим образам. Его герои — люди, накопившие жизненный опыт и воспринимающие жизнь сквозь его призму. Творчество писателя характеризуется также соединением художественного и публицистического начал. Публицистичность нарастала, шла по восходящей, диктовала своеобразие художественной интонации (назидательность, дидактизм, учительский тон). Это — общий эскиз творчества Распутина.
Общий эскиз творчества Распутина