Обучение анализу текста с целью выявления авторской позиции в художественном произведении
Тема.
развитие умений работать над текстом художественного произведения. Цели:
формировать и развивать умения анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию по отношению к главному герою; раскрыть столкновение сильного характера с окружающей его средой и обстоятельствами; развивать умения и навыки квалифицированного читателя. Оборудование:
фрагменты текста трагедии для исследования; тетради; эпиграф на доске. Решает судьбу книги живой человек, читатель. Все струны, которыми владеет автор, находятся в сердцах у читателей. Иных струн у автора нет. И в зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо. С.
Я. Маршак ХОД УРОКА
I.
Организационный момент
1. приветствие учителя 2.
Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Обращение к эпиграфу урока — расскажите о своем понимании высказывания С.
Я. Маршака. Каким читателем вы считаете себя? — Хотели бы вы научиться так играть на «струнах, которыми владеет автор», чтобы они звучали звонко и громко? III. Работа по теме урока 1. Сопоставительное исследование двух фрагментов текста трагедии «Гамлет» (Действие I, сцена 2) 1 Фрагмент Там же.
[В Эльсиноре. ] Зал для приемов в замке. Трубы. Входят король, королева, Гамлет, Полоний, лаэрт, Вольтиманд, Корнелий, придворные и свита. Король Ищите счастья; в добрый час, лаэрт.
Как вздумаете, проводите время. Ну, как наш Гамлет, близкий сердцу сын? Г а м л е т (в сторону) И даже слишком близкий, к сожаленью. Король Опять покрыто тучами лицо?
Гамлет О нет, напротив: солнечно некстати. Королева Ах, Гамлет, полно хмуриться, как ночь! Взгляни на короля подружелюбней.
До коих пор, потупивши глаза, Следы отца разыскивать во прахе? так создан мир: что живо, то умрет И вслед за жизнью в вечность отойдет. Гамлет Так создан мир. Королева Что ж кажется тогда Столь редкостной тебе твоя беда? тут, как полагают некоторые комментаторы, скрыт намек на старинную английскую поговорку: «Из благословенного уголка да на теплое солнышко», что соответствует русской поговорке: «ни кола ни двора».
Гамлет резко отвечает Клавдию, намекая на то, что тот обошел его в правах наследства на престол. Не кажется, сударыня, а есть.
Мне «кажется» неведомы. ни мрачность Плаща на мне, ни платья чернота, Ни хриплая прерывистость дыханья, Ни слезы в три ручья, ни худоба, Ни прочие свидетельства страданья Не в силах выразить моей души. Вот способы казаться, ибо это Лишь действия, и их легко сыграть, Моя же скорбь чуждается прикрас И их не выставляет напоказ. 2 Фрагмент Входят Горацио, Марцелл и Бернардо.
Горацио Почтенье, принц! Гамлет Горацио Гамлет Марцелл Гамлет рад вас здоровым видеть, Гораций! Верить ли своим глазам? Он самый, принц, ваш верный раб до гроба. Какой же раб! Мы попросту друзья. Что принесло вас к нам из Виттенберга?
Марцелл — не так ли? Он, милейший принц…
Я очень рад вас видеть. (Бернардо.
) Добрый вечер. (Горацио.) Что ж вас из Виттенберга принесло? Горацио Милейший принц, расположенье к лени.
Гамлет Ваш враг не отозвался б так о вас, И вы мне слуха лучше не терзайте Поклепами на самого себя. Я знаю вас: ничуть вы не ленивец. Зачем приехали вы в Эльсинор? тут вас научат пьянству. Горацио Я приехал на похороны вашего отца. Гамлет Мой друг, не смейтесь надо мной. Хотите «на свадьбу вашей матери» — сказать?
Горацио Да, правда, это следовало быстро. Гамлет Горацио Гамлет Горацио Гамлет Расчетливость, Гораций! С похорон на брачный стол пошел пирог поминный. Врага охотней встретил бы в раю, Чем снова в жизни этот день изведать! Отец — о, вот он словно предо мной! Где, принц?
В очах души моей, Гораций. Я видел раз его: краса король. Он человек был в полном смысле слова. Уж мне такого больше не видать! Вопросы и задания Каким образом проявляется авторское отношение к героям в драматическом произведении? (Через афишу, ремарки, речь героев, их поступки и взаимоотношения с другими персонажами.) При помощи чего показывает свое отношение к Гамлету Шекспир в двух представленных для сопоставления фрагментах?
(При помощи ремарок, путем расстановки действующих лиц, содержанием разговоров, особенностями речи Гамлета.) — Как проявляется отношение Шекспира к королю, королеве, Полонию, друзьям Гамлета?
Есть ли разница в его отношении к ним? (Разница в отношении к ним проявляется в поведении, лексике и манере говорить каждого героя.) — Можете ли определить авторскую позицию в данных фрагментах?
(Да, автор сочувствует Гамлету, понимает мотивы его поведения. Он преклоняется перед его неподдельным горем, что особенно ясно проявляется в словах Гамлета: «Моя же скорбь чуждается прикрас и их не выставляет напоказ», «Он человек был, человек во всем».) — найдите примеры проявления авторской позиции по отношению к тому или иному герою и самостоятельно сформулируйте, каково оно. 2. Исследовательский практикум.
Работа с фрагментом текста трагедии «Гамлет» (Действие II, сцена 2) Там же. Комната в замке. Входят розенкранц и Гильденстерн.
Гильденстерн. Почтенный принц! розенкранц. Бесценный принц! Гамлет Ба, милые друзья! ты, Гильденстерн? ты, розенкранц?
Ну, как дела, ребята? Розенкранц и Гильденстерн. Мы будем неотступно следовать за вами с нашими услугами. Гамлет. нет, к чему же! Мои слуги стали слишком хорошо следить за мной в последнее время.
Но, положа руку на сердце, зачем вы в Эльсиноре? Розенкранц. В гостях у вас, принц, больше ни за чем. Гамлет.
При моей бедности мала и моя благодарность. но я благодарю вас. И, однако, даже этой благодарности слишком много для вас. За вами не посылали? Это ваше собственное побуждение?
Ваш приезд доброволен? а? Пожалуйста, по совести. а? а?
Ну как? Гильденстерн. Что нам сказать, милорд? Гамлет. ах, да что угодно, только не к делу! За вами послали. В ваших глазах есть род признанья, которое ваша сдержанность бессильна затушевать.
Я знаю, добрый король и королева послали за вами. Розенкранц. С какой целью, принц? Гамлет. Это уж вам лучше знать. но только заклинаю вас былой дружбой, любовью, единомыслием и другими, еще более убедительными доводами: без изворотов со мной.
Посылали за вами или нет? Розенкранц (Гильденстерну). Что вы скажете? Гамлет (в сторону). ну вот, не в бровь, а в глаз! (Громко.) если любите меня, не отпирайтесь.
Гильденстерн. Милорд, за нами посылали.
Гамлет. Хотите, скажу вам — зачем? таким образом, моя догадка предупредит вашу откровенность и ваша верность тайне короля и королевы не полиняет ни перышком. недавно, не знаю почему, я потерял всю свою веселость и привычку к занятиям. Мне так не по себе, что этот цветник мирозданья, земля, кажется мне бесплодною скалою, а этот необъятный шатер воздуха с неприступно вознесшейся твердью, этот, видите ли, царственный свод, выложенный золотою искрой, на мой взгляд,- просто-напросто скопление вонючих и вредных паров. Какое чудо природы человек!
Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движеньям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен Богу — разуменьем! Краса вселенной!
Венец всего живущего! а что мне эта квинтэссенция праха? Вопросы и задания — О чем свидетельствует разница в обращениях розенкранца и Гильденстерна к Гамлету и Гамлета к ним? Чем она объясняется?
— найдите в тексте фрагмента доказательства негативного отношения автора к розенкранцу и Гильденстерну. — Объясните, почему розенкранц и Гильденстерн не сразу отвечают на вопрос Гамлета, зачем они прибыли в Эльсинор. — Что в лексике Гамлета свидетельствует о том, что он высокообразованный человек? — Докажите, опираясь на фрагмент трагедии, что в словах Гамлета выражена позиция самого В.
Шекспира, его взгляды и убеждения, характерные для человека эпохи позднего Возрождения. IV. Подведение итогов урока
. Рефлексия — Как соотносятся виды работы на сегодняшнем уроке с его эпиграфом? — научились ли вы выявлять авторскую позицию в художественном произведении, а именно — в драматическом произведении?
— Чем обогатили вас чтение великой трагедии и работа на уроках по ней? V. Домашнее задание
1) Выписать из литературной энциклопедии определение сонета как жанра. 2) Прочитать сонеты В. Шекспира (программные обязательно — № 21, 25, 30, 90, 91), подготовить выразительное чтение наизусть одного из них на выбор с обоснованием своего выбора.
Обучение анализу текста с целью выявления авторской позиции в художественном произведении