Оценка контрольных диктантов у детей с тяжелыми нарушениями речи
С помощью контрольных диктантов проверяются Навыки правописания, поэтому Диктант оценивается одной оценкой.
В контрольной работе, включающей диктант и дополнительное задание (фонетический, грамматические и прочие разборы), ставятся две отметки (отдельно за каждый вид работы). В подготовительном и I классах на проверочную работу отводится не более 20 минут, во II и III классах — не более 35 минут, в IV и V классах — до 40 минут. В подготовительном классе диктант следует практиковать лишь со второго полугодия.
Даются слоги, слова и короткие предложения, неоднократно проанализированные на уроках обучения грамоте и произношения. В I классе текст диктанта должен состоять из слов и предложений, неоднократно проанализированных на уроках обучения грамоте и произношения, а на уроках развития речи должна быть подготовлена лексико — грамматическая сторона материала.
Объем материала для диктанта по классам (рекомендации на конец года):
Класс | Количество слов |
Подготовительный I II III IV V | 15 — 20 слов или слогов 20 — 30 35 — 40 45 — 55 50 — 70 70 — 80 |
ПРИМЕЧАНИЕ. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен на 10 — 12 слов.
Диктант оценивается
так: Отметка «5»
ставится, если нет орфографических ошибок. Допустимо одно исправление и 1- 2 дисграфические ошибки, связанные с выраженным дефектом речи ребенка.
Отметка «4»
ставится, если допущены 1- 3 орфографические ошибки и не более 2-3 дисграфических ошибок. Отметка » 3″
ставится, если допущено 5 -6 орфографических ошибок и не более 4 -5 специфических ошибок.
Отметка «2»
ставится, если допущено 8 -9 орфографических и более 4 дисграфических ошибок. У вновь поступивших учащихся проверка знаний и умений осуществляется лишь на материале, который уже проработан с учащимися в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. При наличии в классе значительного количества детей с нарушениями общей моторики и мелких мышечных движений кисти рук и пальцев объем материала для диктанта может быть уменьшен. Учащимся, имеющим нарушение моторики, не следует снижать оценку за почерк. Детям, страдающим сенсорной алалией или афазией, вместо слухового диктанта предлагается списывание текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями. Специфические ошибки следует рассматривать в индивидуальном плане для каждого ученика
. К числу специфических ошибок (дисграфических) относятся
: А) смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие, соноры и др.: «папуск» вместо дверь, » Лупа» вместо Люба, «салас» вместо шалаш, «топол» вместо топор); Б) нарушения структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова, раздельное написание частей слова: «двевь» — дверь, «граниф» — графин, «уви-де-ла» — увидела).
Оценка контрольных диктантов у детей с тяжелыми нарушениями речи