Очерки творчества Толстого
А. Толстому предстояло пройти несколько кругов исканий, прежде чем по-настоящему открыть тему революции. На этом пути очень важен цикл произведений, в котором писатель саркастически прощается со своим эмигрантским прошлым (рассказ «В Париже»).
В повести «Похождения Невзорова» ощутимо увлечение писателя жанром приключений, хотя тон задает острая социальная сатира. В те же годы М. Зощенко разделывался с обывателем средствами комической новеллы; В. Катаев, М. Булгаков, П. Романов разоблачали его в рассказах и фельетонах; готовились к атаке на обывателя И. Ильф и Е. Петров. Колоритные фигуры замшелого, старорежимного, но все еще опасно огрызающегося любителя перин и непроветриваемых помещений изобразили В. Лидин в повести «Мышиные будни» (1923) и М. Козаков в «Мещанине Адамейко» (1927).
У А. Толстого свой подход к этой теме и своя позиция — комическая фабула, в которой важную роль играет гротескная ситуация, строится на прекрасном знании дореволюционного мещанства. Центральный герой повести конторщик Иван Семенович Невзоров — заурядный петербургский мещанин, мелкий проходимец. Его мечта о славе и богатстве ограничена правилом: «Главное — тихонько, тихо, не противореча, никого не тревожа, бочком пробираться к счастью». Однако в сложной, неустроенной, противоречивой обстановке первых революционных лет невзрачный служащий преображается. Он убивает и грабит богатого антиквара, попеременно выдает себя то за титулованную особу, то за солидного негоцианта, а то и просто за свободного интеллигента. Невзоров (под какой бы маской ни выступал), ощущая себя богачом, энергично рвется к власти. Ему уже мало робкой мечты служащего, поддерживаемой некогда чтением светской хроники. Преуспевающему дельцу-авантюристу мерещится корона императора, он подхлестывает себя мыслью, что и Наполеон «тоже был из мещан».
Но героя повести преследуют неудачи. Тонкий ланцет сатирика углубляется в святая святых владельца «наморщенного лобика» и последовательно вскрывает хищнические вожделения Невзорова. Ирония пронизывает все повествование — от характеристики центрального персонажа до картин и образов пестрой толпы разбитой и деморализованной контрреволюции. Прошедший через все унижения эмигрантской жизни (от шпиона контрразведки до организатора тараканьих бегов) «кандидат» в Наполеоны, «герой» блестящей светской хроники становится владельцем публичного дома.
Очерки творчества Толстого