«Одесские рассказы» И. Бабеля как «ироническая патетика»
И вот я буду говорить, как говорил господь на горе Синайской из горящего куста. Кладите себе в уши мои слова.
И. Бабель. Как это делалось в Одессе
Написанные в начале 20-х годов рассказы И. Бабеля «Король», «Как это делалось в Одессе», «Отец», «Любка Казак» и др. образуют собой единый цикл, известный под названием «Одесские рассказы». Тяга к экзотике, жизненным парадоксам, к романтической чрезвычайности подтолкнули писателя обратиться к живописной Молдаванке, ее обитателям, быту. Уголовники, евреи-приказчики, торговцы предстают перед нами в необычном свете, поскольку щедрый юмор Бабеля заставляют нас забыть о суровом времени и исторических событиях, когда создавались эти рассказы. Главный герой цикла Беня Крик — король биндюжников и налетчиков, главарь одесских бандитов.
Он молод и хорош собой, остроумен и сообразителен, великодушен и даже по-своему честен. Это, в сущности, фантастическая и далекая от своего реального прототипа фигура, потому что, шутя и иронизируя, Бабель задался целью опоэтизировать бандитскую смелость, благородство, удачливость и ухарство, рыцарскую справедливость Бени Крика и его друзей — людей «бандитской чести». Выступая в роли одесского Робин Гуда, Беня и его гвардия грабят «тяжелые кошельки» богачей, чтобы избавить от лишних бед и горестей бедных людей, ведь «подкладка тяжелого кошелька сшита из слез».
Смеясь и шутя, Бабель приподнимает своих героев над будничностью и серостью мещанской жизни, словно бросая вызов тусклому и душному миру обыденности. Но это не делает одесских бандитов менее невежественными и ограниченными, чем они есть на самом деле. Этот контраст, наряду с экзотической обстановкой, «смачной» речью, живописными костюмами одесских налетчиков, разодетых, «как птицы колибри», яркостью событий, делают героев «Одесских рассказов» незабываемыми.
Жизнь бандитов, разворачивающиеся перед нами события больше похожи на действия какого-то комического спектакля, чем на реальность. Создается впечатление, что Беня Крик и его жертвы играют в какую-то общую игру, прекрасно находя общий язык и договариваясь полюбовно, если возникает такая необходимость, без помощи властей и полиции . Именно поэтому одесские бандиты больше размахивают своим оружием и, в крайнем случае, стреляют в воздух, ведь в их среде убийство «живого человека» считается большим грехом, за который можно поплатиться жизнью от рук своих же товарищей .
И. А. Смирин очень удачно определил стиль «Одесских рассказов» Бабеля как «ироническую патетику», ведь за бандитской «деятельностью» рыцарей Молдаванки видится не только протест против богачей тартаковских, господинов приставов, толстых бакалейщиков и их высокомерных жен, но и поиски жизненной правды. Контрастность изображения, своеобразное сочетание бытовизма и яркого гротеска, лирики и цинизма, пафоса и иронии не только создали неповторимый колорит этого цикла, но и привели к всенародной популярности «Одесских рассказов».
«Одесские рассказы» И. Бабеля как «ироническая патетика»