Один добывает мед поэзии (эликсир Мимира)
Возникновение мира, природы, людей
Один у источника Мимира. Слыхивал в детстве Один от своей матери-великанши, что есть где-то волшебный источник; если испить его воды, будешь знать прошлое и видеть будущее. Сторожит это источник ее брат, великан Мимир. Долго искал Один этот источник: оказалось, что бьет он из-под того корня Мирового дерева, что протянулся к Стране ледяных великанов.
Не любил Один их страну, но ради обретения мудрости решил пойти. Приходит к источнику. Великан Мимир пьет из него каждое утро чудесную воду, оттого исполнен мудрости и важности. Прикинулся Один простаком, пожаловался дяде на жару, попросил водицы. Расхохотался Мимир: «Нет, Один, даром великое не дается. Возьму с тебя малую плату — один глаз, а иначе не получишь ни капли». Подумал-подумал Один и согласился: уж очень ему хотелось знать то, что другим недоступно. Отдал глаз, вволю испил воды, наполнился мудростью и еще больше стал помогать людям и асам. С тех пор стали звать Одина еще и «другом Мимира»
Один открывает руны. Однажды Один исчез из Асгарда. Девять долгих дней и ночей не видели его боги; никому не сказал он, куда и зачем отправился, все были в тревоге.
Каждый день собирались асы под Священным ясенем узнать, нет ли вестей от Одина. Пришли и на десятое утро. И вдруг прямо им под ноги со Священного дерева рухнул Один. Худой, в ободранной одежде, проткнутый копьем, он стонал и… улыбался. А в руках держал какие-то вырезанные из камня и раскрашенные знаки. Поел-попил Один, на глазах налился, словно пшеничный колос, и начал свой рассказ. Оказывается, висел он все дни в ветвях Мирового дерева на семи ветрах, принеся в жертву самого себя. Так он надеялся открыть руны — буквы, поэтические знаки, чтобы научить богов и людей писать и читать заклинания, сохранять тайные знания и стихи навечно. И это удалось Одину. Потому называют его богом мудрости. И иногда в шутку — «Грузом копья». Еще считается Один богом повешенных, потому что сам провисел столько дней!
Один.
Один-Злодей — работник. Больше всего жаждал Один добыть мед поэзии. Для этого вновь пришлось ему отправиться в страну великанов. Узнал он, где живут родственники Суттунга, решил с их помощью добыть мед. Подходит к их усадьбе, а на лугу работники косят сено. Много скота у Бауги, брата Суттунга, нужно и много сена на зиму. Все лето необходимо в поте лица косить, сушить, ворошить, возить, метать стога. Никак без работников не управиться. Подумал Один: «Вот если бы их не было, нанялся бы я к великану, а в качестве платы запросил бы мед…».
Подошел он к работникам и спрашивает, не нужно ли им поточить и направить косы хорошим точилом. Те рады были передохнуть, да и косы сильно затупились уже, — отвечают, что неплохо бы. Один поточил их инструмент. И так споро пошла косьба, что каждый из косцов захотел купить замечательное точило. Началась перебранка, Один подкинул точило в воздух, косцы бросились его ловить, и вышло, что полоснули друг друга по шее косами и пали замертво. А было их девять человек.
Как ни в чем не бывало, попросился Один переночевать к их хозяину. Стал Бауги сетовать, что не найти ему в разгар лета новых работников. Один и говорит: «Мог бы я к тебе наняться и все работы переделать; плата же нужна мне малая — глоток меда Суттунга».
Не мог Бауги наверняка ручаться за брата, но помочь новому работнику добыть мед пообещал. Все лето за девятерых работал Один, назвавшийся Бельверком («Злодеем»), а как пришла зима,- стал требовать платы. Пришлось Бауги рассказать брату об уговоре, но наотрез отказался тот дать хоть каплю меда.
Гуннлед угощает Одина медом. Бельверк уговорил Бауги тайно от брата сделать дырочку в скале, где Гуннлед стерегда мед. Согласился Бауги, взял бурав, пробуравил для виду немного и сказал, что все готово. Хотел он обмануть Одина, но тот подул в отверстие, и полетела каменная крошка прямо ему в глаза, а прошел бы бурав насквозь — крошка посыпалась бы внутрь. Пришлось Бауги все сделать по-настоящему: тотчас принял Бельверк-Один обличье змеи, скользнул в отверстие — и был таков. Крутанул со зла Бауги буравом вслед, да промахнулся.
Один же обернулся добрым молодцем и предстал перед великаншей Гуннлед. Надолго оставлял ее отец-Суттунг одну, что и оказалось на руку Одину. Провел он с девушкой три дня и три ночи, очаровал ее совершенно. Полюбила Гуннлед Одина, попросила забрать с собой. Пообещал Один, что возьмет ее в Асгард, если даст она ему три глотка меду и поможет выбраться. С первого глотка осушил он Одрерир, со второго — Бодн, а с третьего — Сон: так и достался ему весь мед.
Оторопела Гуннлед, а Один превратился в орла и, свистя крыльями, помчался в сторону Асгарда. А в это время к пещере как раз шел Суттунг, нес дочери еду; догадался он обо всем, тоже обратился орлом, бросился в погоню.
Увидели асы, что Один летит, выставили чашу, чтобы с ходу он выплюнул туда мед. Торопился Один, и немного меда вышло у него из другого места. Не стали подбирать его боги, но налетели всякие пустомели, с тех пор и мнят себя поэтами, а остальные над ними посмеиваются, называют стихоплетами. Добрый же мед отдал Один асам и лучшим поэтам среди людей. Зовется с тех пор поэзия «добычей Одина», его «питьем» или «питьем асов». А также — «кровью Квасира», «медом Суттунга», «Влагой Одрерира, Бодна и Сона», «влагой скал». Германо-скандинавские мифы<
Возникновение мира, природы, людей
Один добывает мед поэзии (эликсир Мимира)