Один из ранних поэтических сборников А. А. Вознесенского
А. А. Вознесенский . Один из ранних поэтических сборников Андрея Андреевича Вознесенского назывался «Ахиллесово сердце» .
На его внутренней обложке была изображена кардиограмма. Трудно представить себе лучший образ, чтобы понять поэта. Ахиллесово, т. е. незащищенное, уязвимое, легко ранимое, сердце остро реагирует на жестокость и несправедливость, обиды и оскорбления, откликается на все горести и боли.
Вознесенский — поэт второй половины XX в. Это ясно из его стихов. Москва и Калифорния, аэропорт в Нью-Йорке и звезды над Михайловским, «Я в Шушенском» и «Когда написал он Вяземскому» — такая свобода перемещения во времени и пространстве характерна именно для нашего современника.
Время «стрессов и страстей» — и в его языке, и в его стихе. Прежде всего, Вознесенский — поэт острой и напряженной мысли. Вместе с тем профессиональное знание архитектуры и живописи способствовало его интересу к поэтической форме. Отсюда — стройная архитектоника его стихотворений, точность эпитетов, музыкальность звукописи:
Прославленная тень! О чем кричит надсадно пластинка — как мишень, пробитая в «десятку»?
Читать Вознесенского — искусство. Простое разгадывание метафор поэта не даст желаемого результата. Надо принять как свою его боль за человека, его ненависть к подлости, мещанству, пошлости, его гневное предостережение о возможности духовной Хиросимы.
Но Вознесенский не только негодует и ненавидит — он провозглашает и утверждает: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».
Что еще для него необыкновенно важно? Россия, любимая, с этим не шутят. Все боли твои — меня болью пронзили.
Россия, я — твой капиллярный сосудик, Мне больно, когда — тебе больно, Россия.
Чувство глубокого сострадания, желание помочь вдохновило поэта на создание стихотворения «Из ташкентского репортажа», написанного как отклик на известное землетрясение 1966 г. Необычные образы, с помощью которых он воссоздает эту трагедию, уже не кажутся ни странными, ни парадоксальными. Вознесенский ратует за высокие духовные ценности, за человека благородного, самоотверженного, цельного.
Он — автор поэтических сборников «Треугольная груша» , «Антимиры» , «Тень звука» , «Дубовый лист виолончельный» , «Витражных дел мастер» , «Ров» , «Аксиома самоиска» и др. Вознесенский — создатель жанра видеом, возникшего на стыке поэзии и живописи.
Один из ранних поэтических сборников А. А. Вознесенского