«Одиночество» анализ стихотворения Лермонтова
«Все мы родом из детства», — был уверен французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, подчас от того, как прошло детство человека, зависит его мировосприятие и мироощущение. Например, Саша Пушкин, выросший в семье, где дядя был поэтом и куда был вхож Василий Андреевич Жуковский, не мог не стать великим поэтом.
Дальнейшее обучение в Царскосельском Лицее только огранило алмаз. И теперь «Пушкин — наше все», как уверял Аполлон Григорьев.
Детство Михаила Юрьевича Лермонтова нельзя назвать счастливым. Его, потерявшего в три года мать, взяла на воспитание бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Твердая и властная бабушка выражала свою привязанность к внуку, прежде всего, тем, что дала ему самое лучшее домашнее образование.
У него была бонна-немка, гувернер-француз, а позднее преподаватель-англичанин. Поэтому Миша уже с детства в совершенстве владел многими европейскими языками, но впоследствии сожалел о том, что у него не было такой русской няни, какой была Арина Родионовна для маленького Саши Пушкина.
Однако потом начинающего поэта привлекло именно творчество Пушкина и «байроническая поэма». Так как Михаил познакомился с поэмами английского поэта Джорджа Гордона Байрона в подлиннике, он даже пробовал подражать, написав несколько своих поэм. Байронический герой — изгой, нарушающий законы общественной морали, этакая жертва общества.
Очевидно, во много благодаря творчеству Байрона, ранние стихи Лермонтова наполнены чувством одиночества и безысходности. С 1830 года в лирике «русского Байрона» появляется Жанр лирического размышления, напоминающего отрывок из дневника.
Стихотворение «Одиночество» , которому и будет посвящен анализ, написано как раз в 1830 году и носит абсолютно исповедальный характер. Уже с первых строк заявлена тема одиночества:
Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить.
Герой как бы ставит себя в центр мира, который он сам создал. Но этот мир предстает как чужой и враждебный ему и обрекает его мыслящую и чувствующую личность на бесконечное одиночество. Недаром он сравнивает себя с «царем воздушным» , с которым «никто не хочет грусть делить».
Страшнее всего для героя, что «года уходят, будто сны», послушные судьбе, ведь время необратимо.
Разве не удивительно, что шестнадцатилетний человек, по сути, еще подросток, только начинающий жизнь, не просто считает уходящие года, но уже имеет старую мечту о смерти. Более того, герой уже видит «гроб уединенный», который его якобы ждет, а значит, для него правомерен вопрос: «Что ж медлить над землей?»
Первоначально, в подражание творчеству Байрона, Лермонтов противопоставляет своего героя бездушной и безликой толпе. Но позже этот Мотив изменяется: уже в стихотворениях 30-х годов герой избирает одиночество как единственно возможный способ взаимодействия с миром. Изгнанник становится странником.
Он сам, добровольно, уходит из мира, а непонимание его миром воспринимается уже не как знак проклятия, а как знак высокой избранной судьбы. Ярче всего это проявится в «Пророке», но гораздо позже.
А сейчас в финале «Одиночества» герой со свойственным юношам максимализмом уверяет, что «никто не покрушится» о его раннем уходе, наоборот, будут
О смерти больше веселится, Чем о рождении моем…
Конечно, многим подросткам знакомо такое ощущение, когда их не понимают окружающие, близкие, друзья, что вызывает у них глубочайшую депрессию. Тогда каждый ищет свое спасение: кто-то пишет музыку, кто-то стихи, кто-то ведет дневник. Но есть и такие, кто ищет смерти. Многие современники утверждали, что Лермонтов принадлежал именно к числу таких людей.
Он много раз дрался на различных дуэлях, как будто искал возможности побыстрее уйти из жизни, что, в итоге, и осуществилось 15 июля 1841 года на дуэли с Мартыновым.
«Одиночество» анализ стихотворения Лермонтова