Оды — М. В. Ломоносов
Первая ода Ломоносова — «На взятие Хотина» — посвящена победе над турками. Турецкое войско одержимо адской злобой: «Не ад ли тяжки узы рвет и челюсти разинуть хочет?». Но россы горят любовью к отечеству и императрице, и потому «чтоб орлов сдержать полет, таких препон на свете нет». Посрамленные турки стыдятся самого солнца. Представляется видение Иоанна Грозного и Петра Великого: они гордятся, что Анна Иоанновна продолжает их дело.
Поэт призывает турок положиться на великодушие победительницы, но саму злобную Турцию ничто не спасет: «Дамаск, Каир, Алепп сгорит; Обставят Росским флотом Крит; Ефрат в твоей крови смутится». Россия же под Анниным покровом процветает от Вислы до Китая; враг не смеет топтать полей «с пшеницей, где покой насеян»; мирные пастухи поют песни про воинскую славу.
В оде на день рождения Ивана Антоновича младенец-император наследует славным предкам, совершая более дивный подвиг, чем Геракл: в колыбели он победил не змей, но злобного «гиганта» , который хотел «превысить Вышню власть». Полная мифология российской истории разворачивается в одах, посвященных императрице Елисавете Петровне.
Россия хранима Богом. Хотя по временам Он насылает на нее Свой гнев, но затем переменяет его на милость: «Я в гневе Россам был Творец, Но ныне паки им Отец» . Бог, как и в прежних одах, сокрушает злобу, разрушая умыслы врагов России . К Нему возносится молитва: «Для толь великих стран покою, / Для счастья множества веков, / Поставь как Солнце пред Тобою / И как Луну престол Петров».
Великие герои и героини среди российских правителей были с древности и теперь сияют «превыше звезд» . Особенно велико было дело царя Алексея: он победил поляков и татар, «он суд и правду положил» . Но ничто не сравнится с деяниями Великого Петра: «Зиждитель мира… послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века» . Петр уподобляется Спасителю .
Он извлек Россию из мрака невежества, даровав ей новую жизнь. Он поразил врагов — «войнами укротил войны» ; он устроил флот и отправил на Восток «Росских Колумбов»; при нем «божественны науки в Россию простирали руки» . Супруга Петра продолжила его дела: «Если б жизнь ея продлилась, давно б Секвана постыдилась своим искусством пред Невой» .
Последующие годы — вновь годы мрака, от которых Бог избавил Россию, возведя на трон Елиавету Петровну, «Петрову дщерь», «возлюбленную Тишину» : «Взглянул в Россию кротким оком, / И видя в мраке ту глубоком, / Со властью рек: да будет свет. / И бысть. О твари обладатель! / Ты паки света нам создатель, / Что взвел на трон Елисавет».
Тишина при Елисавете нерушима: она сама своих «градов ограда» ; она пресекает войну, не обнажив меча, и при ней «Марс кровавый не дерзает руки своей простерт к нам» . Петровой дщерью Россия светло процветает . Огромны ее пространства: Российская держава «простирает ноги» к Китайской стене и «опирается локтем» на Кавказ . На всем этом пространстве изливаются монаршие щедроты.
Земледельцы мирно собирают земные плоды. «Сокровищ полны корабли дерзают в море» за Тишиной . Воздвигаются строения, несравнимые с древними пирамидами и Семирамидиными садами: те «воздвигали человеки — здесь зиждет само божество». Музы радостно прославляют монархиню и ее дела .
Но главное благодеяние божественной Тишины — покровительство наукам . От наук Россия должна ожидать множество добра. Науками будут открыты потаенные богатства земли, сокровища, «какими хвалится Индия». Будут исследованы необозримые северные земли.
Новые «Российские Колумбы» пройдут через ледяные моря и возвестят о щедрости Елизаветы неведомым народам в сказочных теплых странах. Огромные богатства проистекут из Уральских гор. Механика пророет каналы и осушит болота; химия «в земное недро… проникнет взора остротой», география покажет Елисавете города и села, блаженные в ее подданстве; «наука легких метеоров» избавит от всех тревог земледельцев и мореплавателей.
Чтобы не иссякло благоденствие России, Бог продолжает Петрово потомство. Бракосочетание великих князей Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны — повторение прежде бывшего союза «К утехе Росскаго народа / Петра с Екатериной вновь / Счетает счастье и порода, / Пригожсгво, младость и любовь».
Когда рождается Павел Петрович, Петр Великий «в правнуке своем дыхает и род в нем восставляет свой». Поэт обращается к новорожденному: «Велики суть дела Петровы, но многие еще готовы тебе остались напреди» . В будущем же от рода российских царей «родились бы Петры Велики, чтоб просветить всех смертных род» .
Постоянный предмет человеческого удивления — природа. Человеку неведомо, как Бог «в стройном чине» сотворил ее, зажег светила, «море удержал брегами», создал, многообразие животных и чудовищ . Чем ближе мы рассматриваем природу, тем больше поражаемся: приблизившись к солнцу, увидели бы, как «огненны валы стремятся и не находят берегов» ; ночью можем видеть, как «с полночных стран встает заря», и не можем объяснить это явление .
Неудивительно, что одушевленная природа разделяет все радостные события в жизни России: «Брега Невы руками плещут, Брега Ботнийских вод трепещут» .
Одним словом, Ломоносов — поэт, в самозабвенном восторге поющий величие Бога в природе и истории.
Использованы следующие оды М. В. Ломоносова :
Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина . На праздник рождения Императора Иоанна III . На прибытие Елисаветы Петровны из Москвы . Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния .
На день брачного сочетания Петра Феодоровича и Екатерины Алексеевны . На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны . За милость, оказанную в Царском Селе . Выбранная из Иова; Утреннее размышление о Божием величестве . На рожденье великого князя Павла Петровича .
На день рождения… Елисаветы Петровны и на рождение великой княжны Анны Петровны .
Оды — М. В. Ломоносов