• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Оксана — символ приниженной, но непокоренной Украины

 

Оксана — символ приниженной, но непокоренной Украины

Сочинение за драмой Леси Украинки «Боярыня». Драматическая поэма «Боярыня» — одно из наилучших патриотичных произведений Леси Украинки. Написанная в 1910 году, она впервые увидела мир в 1914 г., уже после смерти писательницы. Через четыре года «Боярыня» вышла отдельной книгой, а со временем вошла в 12-томное собрание сочинений талантливого драматурга.

Однако школьной программой это Сочинение начало изучаться лишь в 90 — е года XX столетия. Советские критики и литературоведы старались обойти молчанкой драматическое Сочинение или анализировали его довольно ограниченно, учитывая выразительно выявленную в нем антироссийскую тенденцию.

Как и в романе П. Кулиша «Черный совет», Сочинение Леси Украинки посвященным событиям, которые вошли в жизнь Украины под названием «Руина». Его содержание связано с Переяславским советом, который стал поворотным пунктом в жизни наших предков. Именно в 1654 году украинский народ присягнул русскому царю, а это определило новое направление и новые условия его жизни.

Итак, поэма написана на национальном материале , тем не менее материал этот изложен по новому. Разрабатывая историческую тему, писательница, которая остро переживала социальный и национальный гнет, недостаток национальной государственности, запрет украинского языка, школы, преследование литературы, театра, нарушила актуальные проблемы психологии украинцев, предоставила им философское звучание.

Главные герои поэмы — Оксана и Степан, украинец по происхождению, который по смерти отца-боярина становится московским боярином. На мой взгляд, названные персонажи своими раздумьями, поведением символизируют разные проблемы. Устами Степана автор утверждает мысль о возможности счастливой жизни и в далекой, неприветливой и чужой Москве. Оксана же символизирует приниженную, но никем не покоренную Украину. Менталитет украинской девушки оказывается уже в первом действии драмы: Степан имел намерения на бракосочетание.

Мне бы была не для забавы цветок, Я вижу в ней жизнь, и воли образ, И края родного красоту. Оксана выходит замуж из Степана и переезжает жить в Москву. Преисполненная любовью, к родной земле, свободолюбивая по своему характеру, она страдает от разлуки с родительской землей, от осознания собственной бездеятельности, от невозможности реализоваться как патриотичной личности.

Воспитанная в демократической среде, девушка вобрала в себя основные черты и убеждения передовой части общества, для которой характерным было осознание патриотичной обязанности как высочайшей святыни, необходимость служить Родине, любовь к Украине, ко всему своему и уважение к чужому; активная гражданская позиция; сочувствие за судьбу приниженной родной земли; духовное единство с единомышленниками, стремление помочь им…

И условия жизни в Москве не оказывали содействие реализации ее идеалов. Они стали невыносимыми. Во-первых, супружество имело разные мировоззрения, жизненную позицию; во-вторых, она не понимала местных традиций; в-третьих, муж запрещал ей поддерживать контакты с родными, близкими, на ее просьбу отказался уезжать в Украину. Девушка не могла прижиться на чужбине — там исповедовалось рабство в различных проявлениях.

Она не смогла смириться со Степановым унижением, так как воспитана на свободолюбивых идеалах. Оксана предъявляет обвинение мужу в бездеятельности, в его равнодушии к Украине:

Сиделся-сидел в месте за печкой московской,

Пока мылась кровь… на Украине.

Не непонятно, почему Степан называет себя «холопом Степкой», должен целовать кому-то руки как невольник. Она не представляет себе, как он, пересидев в Москве пору Руины, время, когда велось соревнование за жизнь, собирается смотреть своим землякам в глаза… Эти и другие мотивы характеризуют только слова. На самом деле же, как делает замечание современная критика, Оксана, символизируя приниженный, но непокоренный украинский народ, не смогла подняться над обстоятельствами, в которых оказалась.

Она не стала борцом. Об этом свидетельствуют такие выводы: девушка в конце вынесла приговор и себе и своим землякам за пассивность, за неспособность к борьбе, за то, что смирилась с поражением и осталась жить на пепелище.

Сочинение Сложное, в его основе — философия жизни в период времен Руины, которую писательница характеризует как потерю народом духовной доминанты бытия. Художественно осмысливая философию воли, души, духа, которые предопределяют философию борьбы, Леся Украинка приходит к мнению, что украинский народ несет ярмо не против воли, добровольно, так как смирился со званием «раба».

Хотя тема «Боярыни» основана на событиях прошлого , однако в поэме отсутствует конкретный материал. Основное внимание писательницы сосредоточивается на отдельных персонажах, которые попали под влияние сложных обстоятельств.

Среди них — боярин Степан и молодая девушка Оксана, которая за призывом сердца пошла замуж за Степана и оказалась в Москве. Степан — довольно сложная личность. Он, оторван от национальной духовности, потерял свою духовную ментальность.

Леся хочет выяснить причины разрыва между личностью Степана и социально-политическими изменениями.

Вчитаемся в те строки из поэмы, в которых есть такой факт: Москва не верит Степе, хотя он — верный прислужник. Понимая, что за каждым его шагом надзор, Степан не хочет слышать о Дорошенко, который собирается выступить против царских самодержцев; его пугает письмо, которое написала его жене товаришка из Украины. В этом трагедия Степана, и она все дальше обостряется: он боится принимать посланца из Украины, не хочет и слышать о встрече жены с братом Иваном. Как видим, жизнь Степана сводится к выполнению определенной роли.

Он обесценил национальное достоинство, способность противостоять всему отрицательному.

Раздумывая над образом Степана, Леся Украинка придет к выводу, что такие люди обречены на вечные странствования, бесперспективные поиски счастья в чужом крае. Степан будто оказался в запертом круге, выхода нет, это венец его духовной жизни. Он добрый, искренний, не способный к братоубийству, его руки не запятнаны кровью.

И он с легкостью разрушает в себе то начало, которое бы подняло его к высотам Авеля.

Отступничество Оксаны объясняется ностальгией. Тем не менее ее ностальгия — это не столько тоска — боль за Украиной, сколько усталость от бездуховности, невостребованности, приумноженная потерей естественного ощущения красоты мира. Героиня чужая и в Украине, и в Москве.

И дело не в том, что девушка чужеземная, а в том, что времена Руины уничтожали естественные начала в людях.

Ностальгия подкашивает здоровье Оксаны, она хочет умереть, и это снова же таки результат разрушительного нажима времен. Состояние между жизнью и смертью обновляет душу, способную смерть воспринять как желанное единения с землей. В драме есть символический образ сабли. Он в тексте поэмы появляется тогда, когда Оксана упоминает детство.

Она с братом нашла ржавую саблю, хотели поиграть ею, но не смогли вытянуть из ножен, так как саблю проржавела. Сабля — это символ казацкой идиллии, которая начала уже отмирать. А если Руину воспринять как цепочку, то от нее возможно национальное возрождение, за которое клали свои головы запорожские Казаки?



Оксана — символ приниженной, но непокоренной Украины

Другие сочинения по теме:

  1. Образ Украины в творчестве Василия Симоненко Украина! Как много чувства вложено в это слово, как она красива, величественна. А чего только не вынесла она на своих...
  2. Действующие лица в драме Леси Украинки «Боярыня» По моему мнению, немногие так пылко любили свой народ, свой родной край, как любила его Леся Украинка. Недаром и псевдонимом...
  3. Тема Украины в творчестве В. Сосюры Тема Отчизны, тема родного края, его работящих людей, их духовности была для творчества В. Сосюры центральной. Она воплощена в стихотворениях...
  4. Трагедия Украины в казацкой летописи Самуила Величко Летописание в Украине имело высокое развитие еще во времена Киевской Руси. Развивался этот вид творчества и позже, при других исторических...
  5. Трагедия человека, оторванного от родной земли, в драме «Боярыня» Леси Украинки Леся Украинка из-за тяжелой болезни вынуждена была на протяжении продолжительного времени находиться далеко от родной земли: влажный климат Украины вредил...
  6. Образ Украины в творчестве Тараса Шевченко Каждый народ имеет свое дорогое, святое. Для украинцев такой святыней является вдохновитель национальных идей, проповедник добра, свободы, счастья и правды...
  7. Они откровенно и нагло выдавливают русский язык из Украины Они откровенно и нагло выдавливают русский язык из Украины. «2000», 13.01.2006г Отклик на материал И. Яковца «Трагедія в тому, що...
  8. ЛЮБИ ПРИРОДУ НЕ КАК СИМВОЛ Сочинение на тему «Описание природы родной земли». Природа родной земли всегда волнительный вопрос? Вспомним наших далеких предков. Обязательным условием заселения...
  9. Образ собора «Парижской Богоматери» как символ эпохи Сочинение по роману «Собор Парижской Богоматери». Роман «Собор Парижской Богоматери» есть чрезвычайно захватывающим и завершенным произведением и, наверное, вершиной творчества...
  10. Конспект урока по экономике по теме : Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» Людмила Владимировна Алексютина ПЛАН УРОКА № 1 Предмет: Бухгалтерский учет Раздел 1. Теория бухгалтерского учета. Тема урока: Закон Украины «О...
  11. Темы истории Украины в произведениях Гоголя Темы истории Украины занимали творческое воображение Гоголя уже в пору создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Отражение исторических событий, борьбы...
  12. Разработка урока. Естественные зоны Украины. Смешанные леса. Растения и животные смешанных лесов Цель: раскрыть причину разнообразия природы Украины; сформировать понятие о естественных зонах; объяснить причину изменения тайги смешанными лесами; ознакомить с растительным...
  13. Природа в творчестве Лермонтова как символ свободы В лирике Лермонтова звучит постоянное обращение к природе, помогающее раскрыть единство духовного мира лирического героя и мира природы. Лирический герой...
  14. Собор как символ духовной красоты человека Каждое выдающееся произведение находит свое место в литературе в зависимости от того, как оно обогащает наше понимание красоты и назначения...
  15. Образ Софии Киевской — символ духовного достояния народа Чудеса рождаются не часто. Они возникают не неожиданно, а рождаются где-то в глубинах человеческой души, чтобы в один день или...
  16. 29 лучших ВУЗов Украины Рейтинг высших учебных заведений «Топ-29 Украина» № ВУЗ Регион Оценка качества научно-педаго-гического потенциала Оценка качества обучения Оценка междуна-родного признания Оценка...
  17. Трагедия родного края в драме Леси Украинки «Боярыня» Родную землю не выбирают — на ней рождаются, там живут. А если приходится оттуда уехать, то ее некогда не забывают,...
  18. ОБРАЗ УКРАИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. В. ГОГОЛЯ Николай Гоголь — гениальный русский писатель, Но истоки его творчества — в украинской культуре. Украинец за происхождением, он из детства...
  19. Дети Украины о войне на их Родине Эти строки написала моя воспитанница, которая оказалась в нашем городе без попечения. Аня и Марина очень скучают по родным и...
  20. Волшебная красота Украины (по произведениям Н. Гоголя) 1-й чтец. Какой волшебный, какой роскошный летний день в Малороссии! Какие томительно-горячие те часы, когда полдень горит среди тишины и...
« Краткое содержание четвертой части романа «Обломов» И. А. Гончарова
Картины русской природы в лирике М. Ю. Лермонтова »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения